Самый радостный день

   
   

Хотелось бы встретить Пасху достойно, в соответствии с православными традициями. Но никто из моих знакомых не знает точно, как принято отмечать этот праздник.
Иван К о л е с н и к о в, Самара

ДЛЯ православных христиан Пасха испокон веков являлась самым радостным днем в году. Главные события происходят в Великую субботу, в полночь, когда двери алтарей в церквах распахиваются и тысячи верующих с пением и хоругвями совершают крестный ход. В конце пасхальной утрени под перезвон колоколов верующие, поздравляя друг друга, "христосуются" - троекратно целуются - и на возглас "Христос воскресе!" отвечают: "Воистину воскресе!" После долгого Великого поста принято разговляться, т. е. вкушать скоромную и мясную пищу. Обеды не обходятся без спиртного. Однако после длительного поста не стоит предаваться излишествам. Но главные угощения в эти дни - пасхальный кулич и творожная пасха, освященные накануне. Начинается трапеза с освященного яйца - символа жизни и обновления. Существует давний обычай обмениваться крашеными яйцами, дарить их.

Носить в этот день следует самые нарядные одежды.


Многие посещают на Пасху кладбище и поминают усопших. Правильно ли это?
Олег М о х и н, Москва

ПО ЦЕРКОВНОМУ уставу поминовение усопших во время пасхальных богослужений не совершается. Кроме того, в Церкви существует и особый день, посвященный поминовению усопших, - Радоница. Она отмечается на десятый день по Пасхе. Однако не запрещается посещать кладбище и на Пасху. Обычай этот возник в советское время, когда храмов было мало и многие не решались туда ходить.


Я слышал, что в этом году православная Пасха совпадает с католической. Как же такое может быть?
А. Л е п к о, Нижний Новгород

ПЕРВОНАЧАЛЬНО Пасха праздновалась всеми христианами в один день, одновременно с иудейской. Позднее западные и восточные церкви стали отмечать ее в разные дни: историко-богословские разногласия относительно точного дня воскресения Христа усугублялись календарными расхождениями. Православная церковь при расчете даты праздника опирается на постановление Никейского собора 325 г., согласно которому Пасху следует отмечать в первое воскресенье вслед за полнолунием, совпадающим с весенним равноденствием или бывающим после него, при обязательном несовпадении с иудейской Пасхой.

В результате православная Пасха может иногда совпадать с католической. Однако никакой беды в этом нет. Наоборот, такое совпадение напоминает о прежнем единстве христиан в некогда неразделенной Церкви.

Смотрите также: