Война в подземке. Террористы добрались до метро

   
   

УТРОМ 6 февраля в Москве на перегоне между станциями "Автозаводская" и "Павелецкая" столичной подземки прогремел взрыв. По официальным данным, пострадало около 150 человек, 39 погибли. Вообще-то террористов здесь "ждали" на специальных учениях спецслужб. Возможно, подобные учения помогли максимально уменьшить количество жертв: четко и профессионально сработали машинист состава и служба спасения, а также московские медики.

Правоохранительные же органы в очередной раз "прозевали" пронесенную в толпу взрывчатку. Если верить источнику в столичной милиции, ясно, что людей в подземке элементарно "сдали" террористам: по нашей информации, за 15 минут до взрыва в правоохранительные органы поступила четкая информация о его месте и времени. Достаточно было заблокировать движение поездов и заглушить генераторы мобильной связи (детонатор управлялся с мобильного телефона). Теперь же МВД кивает на ФСБ, а простые люди совершенно справедливо замечают: если бы гаишники, патрульно-постовые, сотрудники паспортных столов работали добросовестно, потенциальным "шахидам" было бы сложнее добраться до мест, где можно взорвать очередную адскую машинку.

Европа поощряет терроризм?

ПОКА нет официальных подозреваемых, можно лишь гадать, кому выгодно взрывать людей. Изуверская версия - сама власть нагнетает таким образом страсти перед выборами, чтобы сплотить вокруг себя население. Так некоторые политики говорили и четыре года назад, когда приписывали ФСБ взрывы жилых домов и организацию вторжения чеченских ваххабитов в Дагестан. Но версия эта распространяется людьми, находящимися с Кремлем в состоянии войны. Она не имеет доказательств, поэтому правдивой считаться не может.

Наиболее вероятно, что взрыв организовали ваххабиты. Кстати, необязательно чеченцы. Фанатиков хватает везде. Но хочется понять, на что они рассчитывают. И здесь с горечью приходится признать, что фактором, поощряющим идеологов "тротиловой войны", является политика ряда стран Западной Европы.

В минувшем году некто Биндиг, видный деятель правящей в ФРГ социал-демократической партии, потребовал создания военного трибунала "по преступлениям в Чечне".

Члены все той же партии пригласили в Германию и А. Закаева. Его выдачи уже несколько лет требует российская прокуратура. Последний подарок любителям взрывать дома, электрички, поезда в метро, машины с милиционерами - обсуждение в Европарламенте "плана Масхадова". В Чечню предлагается ввести войска НАТО, а нашим военным оттуда убраться. Симпатии европейских политиков к сепаратистам и после взрывов не меняются. Это их воодушевляет.

Ну как в такой благоприятной обстановке еще что-то не взорвать? Почему бы не в начале марта, перед президентскими выборами? Разумеется, ветер в паруса террора дует не только с Запада. Тротил для бомб - местного производства - купленный у доморощенных негодяев. Но это - от слабости спецслужб и нищеты. С кем первым бороться? Запад в прицелах уже был...

Смертельная "мобила"

НАВСЕГДА останется тайной (видимо, в том числе и для спецслужб), почему террористы выбрали это направление. Не секрет, что на многих линиях и пересадочных узлах людей бывает еще больше. Сплошное пассажирское море. Провести фейс-контроль на причастность каждого пассажира к теракту просто невозможно, да и экономически нерентабельно. Подобные антитеррористические меры парализуют жизнь Москвы, в которой 170 станций метро и ежесуточный поток в 8,5 млн. пассажиров.

В качестве компонентов бомбы, как полагают специалисты, могла применяться селитра промышленного производства - так называемая "бирюзовая соль". Для мощного поражающего фактора была добавлена алюминиевая или магниевая пудра, что повышает температуру взрыва в эпицентре до 3000-4000 градусов. Так что при подобном взрыве люди могут сгореть практически без следа. Подобная смесь применялась и при взрыве домов на Каширке и в Печатниках.

Как показало следствие, в безоболочном взрывном устройстве (весом в 2,5-3,5 кг) не было поражающих элементов - болтов и гаек. Организаторы теракта, видимо, предусмотрели, что наличие металла могут обнаружить сотрудники милиции в метро, используя ручные металлодетекторы.

По мнению работников спецслужб, смертоносным зарядом управляли либо на расстоянии (например, с помощью мобильного телефона), либо применили простой часовой механизм (обычный будильник). И делал это не смертник, а конкретный живой террорист, возможно, выскочивший на предыдущей от "Автозаводской" станции.

Скорее всего, "запрограммированный" им взрыватель был установлен на определенный промежуток времени (обычный "взведенный" штатный взрыватель типа МУВ-4 срабатывает через 3,5-4,5 секунды). Только оставшийся в живых террорист, возможно, не рассчитал точное время взрыва. Вполне вероятно, что бомба должна была сработать во время остановки поезда на станции. Террорист ошибся в расчетах во время проведения хронометража на тренировке, не учел того, что в часы пик время на выход и вход пассажиров несколько больше. Поэтому поезд и взорвался в начале тоннеля.

Огненный тоннель