НА ПРОШЛОЙ неделе разгорелся скандал вокруг сотовой компании "Би Лайн". Один из клиентов оператора, компания "Мобильный и современный", которая, по утверждению представителей "Би Лайн", купила у них один телефонный номер, подала иск на ОАО "Вымпелком" (работающий под маркой "Би Лайн"). Его обвинили в незаконной предпринимательской деятельности без лицензии. Оказывается, разрешения на оказание услуг оператора сотовой связи у самого "Вымпелкома" не было. Лицензией владела дочерняя компания - "КБ Импульс". А контракты "Би Лайн" заключал от своего имени.
ПРОКУРАТУРА САО Москвы возбудила уголовное дело. Также нарушения в работе компании обнаружил Госсвязьнадзор. Ведомство предписало устранить их до 1 февраля 2004 года. Но "Би Лайн" не устранил. Что теперь ждет 11 миллионов абонентов этой компании? Могут ли они в один прекрасный момент обнаружить, что их телефоны отключены? И должны ли теперь владельцы сотовых телефонов перезаключать контракты?
Михаил Умаров, директор по связям с общественностью ОАО "Вымпелком":
- Мы уверены в законности своих действий. И подали в суд протест на решение прокуратуры. Что касается абонентов, то мы понимаем их беспокойство, но они никак не должны пострадать в этой истории. Госсвязьнадзор утверждает, что наши договоры составлены некорректно. Но, как мы должны исправить эту ситуацию, нам не предписывали. Мы подали встречный иск и на Госсвязьнадзор. На сегодня никаких изменений по схеме подключений мы не делали. И оттока абонентов тоже пока не наблюдаем.
Всеволод Аргунов, член Московской областной коллегии адвокатов, адвокат ООО "Мобильный и современный":
- Претензии моего клиента вызваны тем, что он не понимал, с кем подписывает контракт: с "Вымпелкомом" или с "Импульсом". А риск заключения договора с компанией, у которой нет лицензии, его не устраивал. Если компании не удастся оспорить обвинение, скорее всего, ей грозит штраф. Надеюсь, что на абонентах "Би Лайн" это дело никак не отразится. "Вымпелком" справится с проблемами, не вмешивая клиентов.
Елена Серегина, сотрудник информационного управления Министерства связи РФ:
- Госсвязьнадзор направил предписания компании в середине декабря 2003 года. На выполнение было полтора месяца. Но "Вымпелком" решил обжаловать предписание Госсвязьнадзора. Теперь его действие приостановлено. О последствиях для абонентов я пока ничего сказать не могу.
Статья 171, часть 2 УК РФ, по которой возбуждено дело против "Вымпелкома", подразумевает штраф до одной тысячи МРОТ (100 000 рублей) либо лишение свободы сроком до пяти лет. Поэтому, пока компании не предъявлено других обвинений, разрыв контрактов и отключения абонентам не грозят.
"Что такое "КБ Импульс" - банк или конструкторское бюро?" - поинтересовались мы у представителей "Вымпелкома". "Наше 100%-ное дочернее предприятие. Вместо КБ могли быть и другие буквы, скажем, АБ", - ответил Михаил Умаров. По такой схеме "Би Лайн" работает с 1997 года. Почему же на протяжении семи лет этот вопрос, если он так серьезен, не поднимался ни разу? И куда смотрел Госсвязьнадзор, если компания, не имеющая лицензии, умудрилась привлечь миллионы абонентов? Почему вдруг некое ООО, о котором никто ничего толком не знает, оказалось таким внимательным к юридическим тонкостям ведения бизнеса? Не очень верится, что дело здесь ограничивается невнятной претензией отдельно взятого абонента.
Но есть и другой вопрос. Зачем компании "Вымпелком" такая запутанная схема? Почему "Би Лайн" не получал лицензию самостоятельно, а "выпихивал" на амбразуру опять же никому не известный "КБ Импульс"? Как-то сразу возникает ассоциация с офшорами, доверительным управлением активами, разного рода фондами. Оказывается, запутанной может быть не только структура собственности, но сама схема работы российского бизнеса.
Смотрите также:
- Почему сделки совершаются на островах? →
- Как в России жульничают иностранцы →
- Горькая доля дольщиков →