Александр Абдулов: "Нет ничего грязнее, чем политика"

   
   

НАРОДНЫЙ артист России Александр АБДУЛОВ совершенно не умеет сидеть без дела. Если он не занят в его родном театре "Ленком", то снимается в кино. Если и в кино нет никаких предложений, Абдулов находит какие-то интересные проекты на телевидении. Или едет куда-нибудь с концертами.

Но, к счастью, в напряженном графике репетиций, съемок и гастролей образовалось "окно", и Абдулов приехал в гости в "АиФ", чтобы побеседовать с главным редактором еженедельника "Аргументы и факты" Николаем ЗЯТЬКОВЫМ о политике, искусстве и... рыбалке.

О правде и войне

- Я СЕЙЧАС играю роль генерала КГБ в российско-американской картине "Блокада". Мы сняли уже больше половины фильма - и вдруг в Санкт-Петербурге растаял снег. Работу остановили до зимы, и у меня появились свободные дни.

- Сейчас чуть ли не каждый месяц вскрываются все новые и новые документы, в том числе и о войне. Развенчиваются мифы, ниспровергаются герои. Но нужно ли обнародовать всю правду или какие-то страницы истории лучше оставить закрытыми?

- У меня отец воевал, и умер он от старых ран. Я в это поколение никогда камень не брошу. Да и потом... Если и вытаскивать какие-то неприятные истории, то нужно к этому очень бережно относиться. Война есть война. И что там происходило на самом деле, никто не знает. Нам всегда говорили, что Гитлер был дебил, идиот. Хорош идиот, когда он полмира завоевал! Я не понимаю, как идиот сумел победить полмира?! Или те солдаты, которые кидались на дзоты. Разве их заставляли кричать "За Родину, за Сталина!"? Эти люди свято верили в свое дело. И так мало их осталось!

У меня был товарищ - Игорь Ицков, дважды лауреат Ленинской премии. Он изучал материалы по Великой Отечественной войне и такие вещи про Жукова раскопал! К примеру, Жуков не мог заснуть без секса. Или же садился на лошадь и километров по десять скакал галопом. Такой уж у него был организм. Но нам какой Жуков нужен, генерал-победитель или такой, скачущий на лошади?

О кино и политике

- ВЫ политикой интересуетесь? Кто у нас президент, знаете?

- Слышал (смеется).

- Вас звали баллотироваться в депутаты, к примеру? Ведь вы с вашей популярностью легко бы выиграли выборы.

- Я могу пройти выборы. Но вы можете мне объяснить: зачем?

- А если объясню, пойдете?

- Нет! Более грязных дел, чем политика, нет. Я и без депутатства или губернаторства могу кого-то наказать, у этого отобрать, а тому, наоборот, дать. Если бы вы знали, сколько народа ко мне приходит с просьбами. Возьмите церковь Рождества Богородицы в Путинках на Дмитровке. Я отобрал ее у государства еще в те времена, когда и думать об этом нельзя было. Это очень старый храм, XVII века, стоит около театра "Ленком".

Я снимался в одной картине про таможню. И мне таможенники рассказали историю. Есть такая певица Сьюзи Квадро. Она пыталась вывезти из России иконы. Наша таможня ее пропустила, а английская задержала. Иконы вернули обратно. И я таможенников заставил публично подарить эти иконы церкви. Они теперь - в нашем храме.

- Вы действительно истинно верующий? Я понимаю, говорить публично о таких вещах не очень принято...

- Да, я верующий. Правда, хожу в церковь только по праздникам. На Пасху обязательно отстаиваю всю службу, иду на крестный ход. Знаете, меня бабушки в нашей церкви избрали хранителем кружки. Но я отказался. Они ко мне на батюшку жаловаться ходят. Такой вот церковный староста! (Смеется.)

- Но слышал, вы азартный человек, игрок. А ведь это считается большим грехом.

- Большим, не большим... Грех уже то, как мы живем. Особенно в России.

- Ну уж у вас-то наверняка была возможность выбирать страну.

- Была. И я, дурак, не уехал. Давным-давно у меня была любимая девушка, американка, очень образованная. Она предлагала: "Давай поженимся!" Но потом ее выслали как американскую шпионку, а я на долгое время стал невыездным.

- И все же. Неужели профессия депутата для вас такая стыдная? Ведь сидят же в Думе Карелин, Третьяк.

- Карелин, Третьяк - это понятно. У спортсменов короткий век. А актерам-то что там делать?

- Но в свое время в парламент шли и Марк Захаров, и Галина Волчек, и Олег Басилашвили. Шли с искренним желанием что-то поменять к лучшему.

- Да, они искренне этого хотели. Но потом поняли, что это невозможно. И ушли из политики. Депутатская зарплата меня не интересует. Знаете, Раневская в свое время хорошо сказала: "Деньги прожрала, а стыд остался". Если я хочу заработать, я заработаю их своей профессией. Я видел, как некоторые очень близкие мои знакомые попадали в Думу и буквально через полгода становились другими людьми.

Вот мне с депутатской трибуны говорят о том, что ситуация в стране тяжелая, что надо помогать нищим. Но при этом я знаю, что у этих людей особняки за границей понастроены. На какие деньги все это куплено? Что, они их честно заработали? Так чем они в таком случае отличаются от обычного ворья? Или какие нужно иметь мозги, чтобы на государственном уровне принимать закон о том, что можно вывозить из страны по декларации до 10 тыс. долларов? Для кого они это принимали? Для рабочих? Это какой рабочий может вывезти в кармане 10 тыс. долларов?!

А вот закон о кино они принять не могут по одной причине - потому что кто-то платит бешеные деньги, чтобы забивать американскими фильмами кинотеатры и при этом окончательно угробить наш кинематограф.

- Вы считаете, что надо ставить барьеры западным фильмам?

- Во многих странах показывается 70% национального кино и 30 - зарубежного. В этом случае прокатчики будут везти качественное иностранное кино. А сейчас можно везти что угодно. В итоге российский зритель не помнит, кто такой Черкасов или Никулин. А Шварценеггера знают.

- Я согласен с вами - западное кино нужно ограничивать. Но не получится ли так, как с автомобилями? Приток иномарок в Россию заморозили, а наши машины от этого лучше не стали.

- Да у нас хороших автомобилей в природе нет!

- А кино есть?

- Да! "Война и мир" Бондарчука, весь Тарковский, Герман. Люди на это еще как пойдут. Я уверен! Я сейчас снимаюсь у Соловьева в "Анне Карениной". Знаете, если народ уже до такой степени одичал, то надо просто поднимать его за шкирку, как щенка, тыкать носом и говорить: "Еще Толстой был! Запомни! Тол-стой! Не "Та-ту", а Толстой". Тогда, может, что-то изменится.

О бездарях и семейных узах