В. ПУТИН объявил о программе модернизации России. Но все ли готовы участвовать в строительстве нового "общего дома"?
Директор Центра по изучению ксенофобии и экстремизма Института социологии Эмиль ПАИН беседует об этом с Вячеславом КОСТИКОВЫМ.
- ЭМИЛЬ Абрамович! Готовы ли все народы России двигаться в сторону модернизации с одинаковой скоростью? Кому-то нравится компьютер и дискотека, а кому-то многоженство и молитва 6 раз в день.
- Готовность к модернизации определяется не по принадлежности к той или иной вере, этносу. Скорее - по тому, живет ли человек в городе или в деревне, имел ли он возможность выезжать за пределы своего "гнезда". Башкир, татарин или русский из захолустной деревни будут одинаково противиться реформам независимо от их вероисповедания.
Природа страха
- В РОССИИ растет обеспокоенность потоком иммигрантов. Часто слышны обвинения, что иммигранты травят русских наркотиками...
- Наркоторговля как бизнес все больше захватывается русским криминалитетом. Недавние исследования показали, что доля русских распространителей в регионах возросла до 70%. Но страхи "нашествия" усугубляются демографическими факторами. Число русских за последние 10 лет сократилось на 2 млн. При одновременном естественном приросте исламской составляющей на 2 млн.
Качественная, контролируемая эмиграция была бы полезна для развития. Опасны "залповые вбросы", как, например, с таджиками. Их въехало столько, что города не могут их переварить. Возник рынок подпольного неквалифицированного труда с почти рабской эксплуатацией. А как раб может интегрироваться в общество?
- Может быть, правы те депутаты, которые говорят, что русских надо защищать?
- Конечно, межнациональные отношения очень запущены. На первом этапе реформ вообще не учитывались интересы этнического большинства. Фактически русских выдавили из Чечни. Более того, либералы предлагали, чтобы русские повинились перед меньшинством "за преступления империи". Но в защите нужно играть очень осторожно. Ряд депутатов добивается принятия закона "О русском народе" с положением об исключительности русских: "русские являются государствообразующим народом". В нашей многонациональной стране более опасной законодательной мины трудно придумать.
- Почему же США удалось переварить всех иммигрантов в единую нацию?
- Это иллюзия. Американцы думали, что их "плавильный котел" все переплавит. Но оказалось, что они варили суп, а получился салат. Не работает "котел" и в Западной Европе. Арабы остаются арабами, турки - турками. Европа сегодня напугана исламистской угрозой больше, чем мы.
Плавильный котел
- СУЩЕСТВУЕТ мнение, что иммигранты из Средней Азии и Кавказа вообще неспособны к адаптации...
- Это не так. Возьмите московских армян, азербайджанцев, чеченцев. В течение последних 15 лет они прибывали в Москву постепенно и спокойно вписывались в городское общество. Изначальные условия для адаптации в России для выходцев из Средней Азии и Кавказа выше, чем, скажем, у колумбийца, приезжающего в США. Жители бывших союзных республик, как правило, знают русский язык. Да и уровень образования выше, чем у мигрантов, приезжающих из Африки в Париж и Лондон.
- Но вы же не будете отрицать, что в последнее время к нам едет не лучший "контингент".
- Значит, нужно задуматься, почему из России в США едет отборный материал, а к нам из ближнего зарубежья - мутная пена. Кто у нас снимает эту пену? Кому принадлежат эти ужасные ночлежки для гастарбайтеров, "общежития" для вьетнамцев и китайцев? Чаще всего недобросовестным предпринимателям.
Ресурс этнической ненависти продолжает расти. По данным ВЦИОМ, число людей, опасающихся кровавых столкновений на национальной почве, за последние 10 лет возросло на 20%. Плюс такой фактор, как бедность. Плюс чрезмерная концентрация выходцев с Кавказа и Средней Азии в мегаполисах. Страхи и бедность - вот та опасная смесь, которая питает национализм с привкусом "русского фашизма".
По оценкам экспертов, в России более 50 тыс. ультра. И годовой прирост - 20%. Пока они не имеют единой структуры, нет известных лидеров. Но, как только они появятся, ультранационалисты станут политической силой. В ближайшей перспективе они - единственная реальная оппозиция и угроза Путину.