ИЗВЕСТНЫЙ испанский оперный певец Хосе КАРРЕРАС любит поговорку: "Если ты можешь не быть артистом, не будь им". Знаменитому тенору, командору Ордена искусств и литературы, кавалеру ордена Почетного легиона Французской Республики, чья дискография сегодня составляет более 150 золотых и платиновых дисков, стать певцом было предначертано с детства.
КОГДА мальчику было 5 лет, родители повели его в кинотеатр на картину о знаменитом певце "Великий Карузо". А потом... Карузо произвел на ребенка такое впечатление, что маленький Каррерас день и ночь во все горло орал арии из этого фильма. Когда родители начинали просить дать им пожить хоть час в тишине, Хосе запирался в ванной, включал воду и продолжал распевать, сидя на краю ванны. Сейчас Каррерас смеется: "Бедные мои родители! Теперь я понимаю, что выл, как койот. В итоге мама отвела меня к учительнице по вокалу". Так родители и соседи избавились от кошмаров, а Испания обрела будущего знаменитого тенора.
3 июня в Московском Международном Доме музыки состоится концерт Хосе Каррераса. Дон Хосе исполнит песни из нового сольного альбома, презентация которого только что триумфально прошла в Германии, а также неаполитанские песни и любимые арии из опер и оперетт. И никто в этот вечер даже не вспомнит, что певец превозмог страшную болезнь, пройдя через ад и доказав судьбе, что миром правят талант и воля.
"Русские - симпатичная нация"
- РОССИЙСКАЯ оперная певица Елена Образцова сказала, что в ее поколении только два великих тенора - Лучано Паваротти и Пласидо Доминго. Вас же она назвала хорошим певцом. Вас это обижает?
- Не обижает, потому что я и сам считаю Паваротти и Доминго гениальными. Никогда не ставлю себя в один ряд с ними. Гениев много быть не может. В понятие "великий певец" для меня входят большие профессиональные и творческие достижения человека благодаря огромной силе и многочасовым репетициям плюс поддержка и признание зрителей. Несравненный Пьетро Масканьи любил говорить: "Для того чтобы стать хорошим певцом, вам также необходим голос". Просто исполнитель арий и певец - это совершенно разные понятия. Мария Каллас потеряла голос, но люди продолжали любить ее. У исполнителя может быть прекрасный диапазон голоса, но его пение не будет задевать и трогать зрителя. А певец вкладывает душу в свое пение - тогда слушатель плачет, смеется... Поэтому свою автобиографическую книгу я назвал "Петь от души". Душа настоящего певца - целый мир чувств и душевных порывов. В каждом произведении есть эмоции - страсть, любовь, печаль, счастье, и все это я тоже сопереживаю, когда передаю эти чувства публике.
Мне очень нравится выступать в России. В России и Испании люди очень похожи. Вы тоже очень темпераментные, не скрываете своих эмоций, искренне переживаете, плачете и смеетесь. Каждый раз, когда я еду в Москву на гастроли, испытываю чувство радости. Здесь много людей, которые понимают и любят музыку.
"Люди молились за меня"
КОГДА Каррерасу исполнился 41 год, врачи поставили ему страшный диагноз: белокровие. В таких случаях может помочь пересадка костного мозга. Но шанс выжить после такой операции и потом продолжать нормальную жизнь - один к десяти. 13 месяцев врачи боролись за жизнь певца. С помощью сложнейших приборов ткани костного мозга очистили от раковых клеток. Здоровые стволовые клетки были заморожены и после курса химиотерапии пересажены Каррерасу.
Горы лекарств и химиотерапия навсегда лишили лицо тенора здорового цвета. Но вкуса к жизни он не потерял. На лечение лейкемии уходят многие годы. А певец уже через полтора года после операции дал концерт. Билеты публика раскупила менее чем за один день. А еще через несколько лет Каррерас стал соавтором самого успешного проекта классической музыки в истории - концерта "Три тенора", состоявшегося под Эйфелевой башней. Выступление Лучано Паваротти, Пласидо Доминго и Хосе Каррераса было посвящено окончанию чемпионата мира по футболу в Париже (все трое - страстные болельщики). Концерт длился несколько часов. Вес одних только нот для оркестра составлял 22 килограмма...
Когда Каррерас выздоровел, он учредил Международный фонд борьбы с лейкемией, а также Испанскую ассоциацию по исследованию костного мозга. Практически треть своих гонораров он перечисляет на борьбу со страшной болезнью, которая однажды чуть не унесла его жизнь...
- Что помогло вам не сдаться, не опустить руки от отчаяния, когда вы были между жизнью и смертью?
- Огромная помощь и поддержка со стороны людей со всего света. Операция проводилась в США, и местную почту буквально засыпали письмами с пожеланиями скорейшего выздоровления. Я читал письма и понимал, что тысячи людей во всем мире молятся за меня, как молились бы за члена своей семьи. Монтсеррат Кабалье, Лучано Паваротти и Пласидо Доминго дали концерты и перечисляли свои гонорары на мое лечение. Я выжил благодаря своей семье, моим прекрасным друзьям и сотням тысяч поклонников. А еще в самые страшные моменты мне помогала не сдаваться музыка вашего великого композитора Рахманинова. Конечно, я слушал его произведения и раньше, но в момент болезни его музыка стала для меня откровением. Я верю, что все физические недуги лечатся не только с помощью лекарств, но и с помощью работы души. Легко можно перенести болезнь, но если дух подорван, вы не сможете выжить. Нельзя опускать руки. Если разрешаешь болезни поглотить тебя, то никогда не выздоровеешь.
- День, который вы хотели бы прожить еще раз, уже был?
- Каждый раз, когда благодаря моей благотворительной деятельности больному лейкемией пересаживают костный мозг и человек восстанавливает здоровье, я счастлив. Таких дней накопилось за последние годы уже достаточно много. В эти моменты я чувствую себя действительно полезным и нужным на этом свете.
"Женщинам со мной непросто"
- ВЫ сейчас живете один. Почему? Одиночество дает больше свободы для творчества?
- В наши дни непросто соединять профессиональную и личную жизнь, и это касается не только творческих личностей, но и простых людей. Я темпераментный и очень импульсивный человек, потому что родился в Барселоне. Мне нравится шутить. Иногда за это на меня обижаются, особенно женщины. Жить со мной непросто. После каждого концерта я не сплю полночи, прокручиваю в голове свое выступление, пытаюсь выявить ошибки. А еще в моей квартире постоянно царит жара - это полезно для моего голоса. Я не позволяю себе такой роскоши, как кондиционеры. А ведь в Испании практически круглый год очень тепло. Наверное, это тоже причина того, что сегодня я одинок.
Мой сын Альберт - адвокат, он закончил юридический факультет, открыл собственную контору. Дочь Хулия сначала посещала занятия на биологическом факультете, а сейчас учится на управляющего.
- Вы - страстный футбольный болельщик. Но Паваротти болеет за итальянский "Ювентус", а Доминго - за мадридский "Реал". Из-за любви к разным командам у вас не бывает разногласий?
- Я поддерживаю футбольный клуб "Барселона". Всегда во все горло пою гимн моей любимой команды на стадионе вместе со всеми болельщиками. Если в творчестве мы с Доминго и Паваротти практически во всех вопросах солидарны, то любовь к разным футбольным клубам постоянно доводит нас до ругани. Мы даже кричим друг на друга, а ведь всем нам нужно беречь голос! Я так сожалею, что Пласидо и Лучано поддерживают другие команды. Может быть, однажды они все-таки поймут, что я прав...
Смотрите также:
- Лучано Паваротти. Маэстро, который не знает нот →
- Женщины, победившие судьбу →
- Гундарева учится говорить →