ХОРОШИХ дорог в России не будет никогда. И не потому, что денег не хватает. В дорожное строительство вкладываются миллиарды. Но большая часть денег попадает в карманы тех, кто так или иначе причастен к этому вопросу. С теми, кто не согласен с подобным положением дел, дорожная мафия борется двумя способами: взятками или с помощью киллеров...
Несекретная тайна
В РОССИИ с 1939 года не менялся стандарт на плотность грунтовой насыпи, на которую кладут асфальт. За 65 лет выросли скорости и грузоподъемность машин, а дороги строят по-довоенному - не для многотонных трейлеров, летящих со скоростью 120 км/ч, а для полуторок.
Кроме того, Россия "сделана" из неудачного материала. 86% всех грунтов у нас - так называемые связные, то есть грунты с примесью глины или целиком состоящие из таковой. А глины и суглинки имеют такую особенность: они хорошо набирают и плохо отдают влагу. Подпочвенные воды подсасываются по рыхлостям и пустотам слоев грунта прямо под дорожное полотно и с первыми морозцами замерзают. Между прочим, давление замерзающей в замкнутой системе воды достигает 2000 кг/см2! И происходит то, что специалисты называют "морозным пучением", - асфальт трескается. А весной верхний слой грунта непосредственно под асфальтом размораживается, обводняется, теряет несущую способность. И колеса грузовиков просто проламывают асфальт над пустотами. Аут...
И весь этот разрушительный механизм может остановить небольшое - всего на 5% - уплотнение грунта. Не верится? Тогда посмотрите на график, который есть практически во всех учебниках по строительству автомобильных дорог. Экспонентная кривая на нем ясно показывает, что небольшое (5-7%) повышение плотности грунта дает увеличение прочности дороги в 2,5 раза.
Убить изобретателя
НАШИ 25-тонные каточки проблему уплотнения грунта решить не могут. Даже если мы закупим тяжелую технику за рубежом, не факт, что она с нашей глиной справится. Тупик?
Нет. На излете перестройки в СССР была построена уникальная машина, которая для забивки грунта использовала не давление, а вибрацию. Всего за один проход эта штуковина своей огромной рабочей плоскостью забивала грунт на 7% выше ГОСТа! Машина была построена в единственном экземпляре. Опытном. И опыт удался.
В начале 1990-х изобретатель машины Феликс Губерман начал свои долгие хождения по инстанциям, пытаясь внедрить хорошие дороги в России. Именно тогда документы о необходимости увеличения стандарта на 5% последовательно ложились на стол всем нашим руководителям. И самое интересное, что все они были "за"! Но пробить бюрократическую стену дорожного ведомства так и не смогли. Почему?
Потому что ремонтировать дороги гораздо выгоднее, чем их строить.
Дело в том, что две трети дорожного бюджета страны тратится на ремонт дорог и только треть - на строительство новых. Это значит, что плохие дороги дорожникам нужнее, чем хорошие: на них больше денег дают!.. Дорожный бюджет России за 2002 год, например, - 54 миллиарда рублей. Огромные деньги! И любой, кто попытается их у дорожников отнять или как-то перераспределить, сразу же столкнется с тем, с чем столкнулся изобретатель замечательной машины: однажды в темном подъезде ему в нос сунули ствол пистолета и спросили, а не слишком ли мало дырок у него в голове и не стоит ли проделать еще одну? Изобретатель все понял и быстро-быстро эмигрировал из России.
Сами воруем, сами контролируем?
Ф. ГУБЕРМАН, Израиль:
- ЛУЖКОВ считает, что колеи на МКАД образовались из-за шипованной резины. Если сделать срез дорожного полотна, то вы увидите, что на долю износа асфальта в этой колее приходится примерно 20%, а остальные 80% - чистый прогиб. Который образовался из-за некачественного дорожного строительства.
И пока Федеральная дорожная служба России одновременно сама строит дороги и сама же себя контролирует, ничего не изменится. Во всяком случае, плотность дорожной подушки - главной в дороге - должен мерить независимый от дорожников орган.
Да, мне действительно угрожали. Настолько недвусмысленно, что пришлось уехать из страны...
Как украсть на строительстве дорог