"КТО-ТО стащил фонарик", - с обидой произнес товарищ Купцов, выйдя на трибуну Х съезда КПРФ. Но большинство делегатов не могли видеть его растерянного лица. За полчаса до начала съезда в концертном зале "Измайловский" вырубился свет. Коммунисты обвинили во всем "пятую колонну", разрушающую партию якобы по заданию Кремля.
Кучка пигмеев
НАКАНУНЕ оппозиционная Г. Зюганову группа товарищей - ее лидерами считаются бизнесмен Г. Семигин, члены ЦК КПРФ С. Потапов, Л. Иванченко, Т. Астраханкина, 1-й секретарь Московского горкома А. Куваев - провела альтернативный пленум ЦК. На нем объявили о готовящемся избрании нового лидера партии - ивановского губернатора В. Тихонова. В тот же вечер лояльный Зюганову состав ЦК отменил решения семигинцев и исключил "ренегатов" из партии. Однако в субботу "раскольники" собрали засекреченный альтернативный съезд на теплоходе, курсирующем по Москве-реке.
Еще никогда Зюганова не видели таким взвинченным. "Точно? Всего 32 человека пришли? - жадно ловил он в перерыве слухи о параллельном съезде. - Это хорошая новость!" У входа в зал его сторонники держали духоподъемные плакаты вроде "Зюганов, первички с тобой!" и "Куваев лег под Семигина. Вон из партии!" Под словом "лег" от руки было коряво дописано - "и забеременел выкидышем".
В фойе торговали галстуками с серпом и молотом и литературой. Особым спросом пользовалась книга "Заговоры и борьба за власть. От Ленина до Хрущева" ценой 110 руб. Бесплатно делегатам раздавали листовки с обращением набережночелнинских коммунистов. "Руководство КПРФ слишком долго занимало либеральную позицию по отношению к деятельности "кротов", которые намерены изрыхлить партию своими норами, - говорилось в листовке. - Необходимо освободиться от партийных вырожденцев и каленым железом выжечь ростки фракционизма".
"Выжигать" Зюганову предстояло в темном и душном зале при свете фонариков. Для пущей смелости позади президиума встал почетный караул из матросов с красными стягами и "калашниковыми". Но во тьме их почти не было видно. "У тебя тут питание не кончится?" - отвлекаясь от доклада, с тревогой спрашивал он своего помощника-осветителя. Вождь цитировал то Пушкина, то Ленина, называл администрацию Путина "бонапартистским режимом" и "ликвидационной комиссией России", много говорил о "казусе Глазьева" и "группировке Потапова". Покаялся, что "вовремя не разглядел перерожденцев", и обещал открыть дорогу молодым.
Зюганова поддержал губернатор Тульской области В. Стародубцев, назвавший внутрипартийных оппозиционеров "кучкой пигмеев". А аграрий Н. Харитонов даже сравнил КПРФ с "Брестской политической крепостью".
Коммунисты, назад?
В ИТОГЕ верные делегаты переизбрали Зюганова на посту председателя ЦК партии. Одновременно семигинцы утвердили в этой должности Тихонова. Что же теперь будет с КПРФ? Вот мнения политологов.
Борис МАКАРЕНКО, замдиректора Центра политических технологий:
- ДАЖЕ если Зюганов и верное ему окружение одолеют семигинцев, кризис в партии останется. В 90-е годы они имели за собой четверть электората, теперь только 12%. Социальную базу КПРФ активно подтачивают "Родина" Рогозина, молодые национал-большевики и другие.
Андрей ПИОНТКОВСКИЙ, директор Центра стратегических исследований:
- БРЕНД КПРФ у Зюганова отнимают с той же решимостью, с которой добивают "ЮКОС". Если Минюст признает законным альтернативный съезд, Зюганову придется заново регистрировать партию под другим названием. Но это еще не значит, что именно вокруг Тихонова будет создана новая левая партия в рамках проекта двухпартийной системы. По сути, Кремль объявил тендер на эту левую составляющую. Есть три претендента: КПРФ Тихонова - Семигина, "Родина" и левое крыло "Единой России" (Исаев, Гудков) - в случае ее разделения на две части. В Кремле некоторое время будут наблюдать: кто из них окажется более жизнеспособным.
Поговаривают, что акция по расколу КПРФ обошлась как минимум в 3 млн. долларов. Деньги выделялись на подкуп ряда товарищей, оплату пиар-акций и печатной продукции. Однако главная проблема антизюгановцев - регистрация в Минюсте. По слухам, это ведомство действительно было сориентировано на признание легитимным именно контрсъезда. Но возникли трудности. Вопреки ожиданиям большинство делегатов все-таки пришли на съезд Зюганова. В сейфе последнего - круглая печать КПРФ, а без нее любые партийные документы легко оспорить. Наконец, может встать вопрос: кого представляет фракция КПРФ в Госдуме, если ее депутаты избраны по списку партии, а саму партию у них отобрали?
Как стало известно "АиФ", в отместку за "вероломство" Зюганов намеревается весной будущего года организовать по всей стране мощное движение протеста против отмены социальных льгот, пик которого придется аккурат на празднование 60-летия Победы. А это может испортить масштабные планы Кремля.