В ИЮНЕ Брянский областной суд должен был второй раз слушать дело об убийстве милиционера. 2 года назад это преступление наделало много шума. Сотрудники ДПС остановили автомобиль с выпившим А. Хахулиным. Отвезли выпивоху к врачу на освидетельствование и, отобрав его машину, отправили нарушителя домой. Хахулин прихватил дома нож и вернулся. Милиционеры затолкали его в машину, чтобы отвезти в медвытрезвитель. А через минуту разошедшийся хулиган вонзил нож прямо в сердце сидевшему рядом с ним Виктору Елисееву. Второму милиционеру удалось отбиться.
ХАХУЛИН сразу признался в убийстве. Адвокат посоветовала требовать, чтобы его судили присяжные. И те вынесли вердикт, который поверг всех в шок, - убийца был... невиновен. "Мы не хотели его оправдывать", - лепетали присяжные. Мы лишь хотели спасти его от пожизненного заключения (за убийство милиционера могут приговорить к высшей мере наказания), поэтому на вопрос, виновен ли А. Хахулин в убийстве милиционера В. Елисеева, ответили "нет", имея в виду, что Хахулин убил, но простого человека.
Обвинение опротестовало приговор. Дело отправили на рассмотрение новым составом присяжных. Как только А. Хахулин узнал об этом, он повесился.
"СУДИТЬ непредвзято, согласуясь с собственным жизненным опытом и совестью" - так написано в памятке присяжного заседателя. Видимо, жизненного опыта в данном случае было недостаточно. К одной смерти добавилась вторая. Суды с участием присяжных заседателей работают уже по всей России, за исключением Чечни. За 11 лет с ними было связано немало скандалов. На одном процессе по делу об убийстве прокурор представил присяжным в качестве доказательства нож, которым была убита жертва, и одежду преступника со следами крови убитого. Но те все равно убийцу оправдали: им не понравилось заключение экспертизы о том, что пятна крови на одежде убийцы совпадали с кровью погибшего на 93%. Профессионалы знают, что это - максимальный процент вероятности. Простые люди решили: что-то здесь не сходится.
"Кухонным" правосудием, судом домохозяек, назвал присяжных один из прокуроров Хабаровского края. Там оправдали милиционера, обвиняемого в вымогательстве взяток. Домохозяйки оказались с характером и подали в суд на прокурора за оскорбление чести и достоинства.
"Присяжные не должны быть профессиональными юристами, - говорит председатель Кассационной палаты Верховного суда России Алексей Шурыгин. - Если следствие правильно собрало доказательства, непредсказуемый вердикт маловероятен". В прошлом году суды с участием представителей народа вынесли 14,8% оправдательных приговоров от всех рассмотренных дел. Традиционные суды оправдывают лишь 2% подсудимых. Но не стоит обольщаться - все оправдательные вердикты, вынесенные присяжными, обжалуются прокурорами. Причем само решение присяжных оспорить никто не может: "Невиновен" - значит, подсудимого освобождают прямо в зале. Зато потребовать пересмотра дела можно, если найти нарушения в ходе самого процесса. "В составе одной коллегии присяжных заседателей была женщина, у которой когда-то племянника оштрафовали за то, что он переходил дорогу в неположенном месте, - рассказывает А. Шурыгин. - По закону, не только заседатель, но и его родственники не должны иметь судимости. Из-за того штрафа прокурор требовал пересмотреть дело другим составом присяжных".
600 долларов за свободу
НО ЭТО мелочи. В Пятигорске трижды разными составами суда присяжных рассматривалось дело о взрыве на железнодорожном вокзале, во время которого погибли два человека и десятки были ранены. На скамье подсудимых сидели двое - бывший пятигорский милиционер В. Муханин, который, по версии следствия, подложил взрывчатку в урну, и житель Чечни И. Саралиев, который снабдил первого этой самой взрывчаткой. Со второй попытки В. Муханина приговорили к 19 годам лишения свободы. Саралиева оправдали уже трижды. По свидетельствам очевидцев, его многочисленные родственники, каждый раз присутствовавшие на процессе, одобрительно кивали в сторону присяжных. А до этого, по слухам, под окнами домов некоторых из заседателей дежурили мрачные парни кавказской внешности.
Лишь недавно Госдума в первом чтении приняла закон, по которому присяжным и членам их семей на время проведения процесса гарантирована неприкосновенность. Но и это не значит, что заседатель огражден от родственников и друзей подсудимого. По слухам, взятка присяжному в столичном регионе - 100 долларов. Достаточно приплатить шести из 12 участников суда присяжных, и оправдательный вердикт гарантирован (по закону, если голоса в совещательной комнате разделились пополам, вердикт выносится в пользу подсудимого).
Чтобы помочь склонить присяжных на свою сторону официально, должны очень постараться два человека - обвинитель и защита. Начинается все на моменте отбора присяжных по конкретному процессу. Например, при отборе коллегии по делу террористки Мужихоевой гособвинитель отклонил кандидатуру одного из приглашенных потому, что он был чеченцем по национальности и мусульманином по вере. На процессе по убийству С. Юшенкова защита спросила у присяжных, как они относятся к Б. Березовскому (и убитый, и организатор убийства являлись коллегами олигарха по партии "Либеральная Россия"). Те из заседателей, кто к Березовскому относился плохо, были отсеяны.
И на самом процессе используются разные психологические трюки. Адвокаты, скажем, советуют обвиняемому в убийстве приходить на суд с Библией в руках, в качестве свидетеля может быть вызван давний школьный товарищ, который расскажет, как в детстве они с подсудимым спасали бездомных котят из подвалов многоэтажек. Нередко эти "фишки" действуют - ведь многие присяжные судят сердцем, а не умом.