Михаил Жванецкий: "Наша демократия - это светофор, где горят три огня сразу"

   
   

МИХАИЛ ЖВАНЕЦКИЙ умеет говорить нам правду в лицо, да так, что мы сами над собой смеемся. "АиФ" предлагает размышления сатирика, прозвучавшие во время записи программы Андрея Максимова "Дежурный по стране", выходящей на телеканале "Россия" (производство "Авторское телевидение"). Они не попали в эфир из-за ограничения по времени, однако мы считаем, что эти оригинальные мысли достойны внимания наших читателей.

О прошлом

Я ПОМНЮ, как сидел на комсомольском собрании: "Что-то вы так развязно сидите, Жиманецкий?!" (Тогда была такая манера путать фамилии, перепутыванием фамилий унижали.) Как можно развязно сидеть? Вот так, вот так... Как?

Я это все прошел и не хочу этого больше. Мне очень тяжело вспоминать то, что было.

* * *

...И ВОТ у меня была машина "Волга", и у нее не закрывался багажник. То есть едешь, на кочку наскочил - и он открылся. Опять едешь-едешь... А знаете, что такое открылся багажник? А как открылся еще и капот? Автомобилисты понимают. Вот капот вдруг открывается, черно, ни черта не видишь. Инфаркт. Черный абсолютно мир. Перед одной собачкой пекинесом открыли черный зонт, она умерла от инфаркта. Она увидела мир в черном цвете. Не стало мира! Вот так поднимается капот этой несчастной черной "Волги" - и не видишь ничего... Страшное дело... И сзади открывается, и впереди. Куда я только ни обращался! Кто мне только ее не ремонтировал! Все равно - наскочит на кочку - открывается. На камень - открывается. Вот такая машина была. Плюнул на все. Взялся сам. Выехал на берег какого-то ручья. Никого нет. Я один, чуть ли не догола разделся. Отремонтировал! Нашел. Потому что ничего сложного в советских конструкциях - во всех - нет!

* * *

РОССИЯ - это такая страна, где одной рукой надо держать за руку начальство. Я недаром ходил, встречался с ними, я им читал, я их приучал к себе, тех начальников, которые тогда жили. Я появлялся в банях, я был на обеденных перерывах где-то. (Я тогда еще сказал, какая разница между министром и референтом: никакой, только министр об этом не знает.) Когда я появлялся, закрывали дверь на замок, выкладывали сигареты, выставляли виски (это было где-то в брежневское время). Я ничего специально не читал. Это было то же самое: юмор. Я не был диссидентом. Но я читал в таком кабинете! Я приучил их, после этого стал сползать "вниз", в массы. Если бы я начал снизу... Короче, я не был свободен. Да еще и сейчас несвободен.

О демократии