ЦИРКотня

ВО ВРЕМЕНА перестройки на месте "Союзгосцирка" возник "Росгосцирк". Лишь отдельные, самые удачливые, коллективы получили самостоятельность. Санкт-Петербургский, Казанский, Московский цирк на проспекте Вернадского подчинены напрямую Минкульту, Никулинский цирк на Цветном бульваре в Москве вообще стал частным. Эти немногие счастливцы имеют финансовую самостоятельность, собственные труппы и возможность самим выбирать, кого из артистов, иностранных или состоящих в системе "Росгосцирка", приглашать с номерами в свою программу. Почти 50 оставшихся цирков и несколько тысяч артистов - в полной власти "Росгосцирка". Естественно, от того, кто руководит монополистом, целиком и полностью зависит будущее этого вида искусства. Вот уже год как у циркового руля стоит народный артист СССР и России Мстислав Запашный. Человек, всю свою жизнь проведший на арене, для цирковых - свой в доску. Но, говорят, новый руководитель ведет цирк к умиранию и мировое цирковое первенство мы точно потеряем. Почему? Вот некоторые мнения по этому поводу.

Эдгард и Аскольд Запашные: "Наша арена - сплошной дурдом"

   
   

- СУДЬБА некогда успешнейшего российского цирка поставлена под угрозу из-за одного человека - нашего дяди Мстислава Запашного. Мы, конечно, уважаем его и считаемся с его бесспорными достижениями. Уверены, что он и его сын Мстислав Запашный-младший - одни из самых талантливых цирковых артистов всех времен. Но то, что происходит сейчас, - неправильно и некрасиво по отношению к другим артистам.

Почти десять лет Мстислав Запашный боролся за место руководителя "Росгосцирка", сместив аж трех своих предшественников. Несмотря на то что большинство ведущих артистов и директоров цирков выступили против его назначения, он все-таки умудрился занять эту должность. Прошел год. Честно можем сказать: за это время цирк превратился в полный дурдом. У цирковых даже появилась новая поговорка: "Мы все артисты - мы все работаем на Славу".

Протежирование одних...

ПРОВОДИТСЯ политика прямого протежирования ближайших родственников: сына и жены Мстислава Запашного, - продолжают артисты. - Идет, мягко говоря, странное использование бюджетных ассигнований. Из 60 млн. рублей, выделенных государством "Росгосцирку" в 2004 году, 10 млн. руб. потрачены на техническое переоснащение одного аттракциона. Естественно, Мстислава-младшего. А для того чтобы он и супруга Ирина не "парились" гастролями в "глубинке", им построили специальный цирк-шапито в Москве. Также во многом на бюджетные деньги.

"Росгосцирк" массово увольняет артистов. Например, расформированы 15 номеров с джигитами - за профнепригодность. Смешно, но одному из уволенных руководителей группы, Мидхату Султангарееву, на следующий же день после изгнания было присвоено звание заслуженного артиста России. Выгнали джигитов-лилипутов под руководством Рафика Язиджан. Специально закупленные мини-лошадки теперь никому не нужны, как и маленькие актеры. Недавно закрыт единственный в мире номер с дрессированными оленями заслуженной артистки Ирины Леонтьевой.

Уволены директора многих цирков - Тверского, Хабаровского, Самарского, Кисловодского, Брянского и т. д. Это те, кто в свое время выступал против назначения на должность главы "Росгосцирка" Мстислава Запашного.

Расформирован номер с медведями Валерия Запашного. Возможно, закроют аттракцион первой жены нашего отца Вальтера Запашного Марицы - единственной женщины-укротительницы в России, которая работает с пантерами. Мотивация - пенсионный возраст. На защиту Марицы встали авторитетные люди, и после этого "Росгосцирк" предложил заменить нынешнюю укротительницу ее дочерью - нашей сводной сестрой и тезкой своей матери Марицей Вальтеровной. Мстислав отвел на смену дрессировщика полгода. Но любой профессионал знает: войти в аттракцион с чужими животными за такой короткий срок просто невозможно. Марица- младшая уже третий месяц, рискуя своей жизнью, ежедневно входит в клетку к чужим хищникам. Борется. Но что из этого выйдет?

...и травля других

ПАРАЛЛЕЛЬНО идет повальное бегство. Месяц назад уволился Аркадий Гарегинян, который делал номер с экзотическими животными: зебрами, верблюдами, питонами, ламами, обезьянами. Работа эта сложнейшая и неблагодарнейшая. Он был большим фанатиком своего дела, пользовался огромным спросом, приносил "Росгосцирку" хорошие деньги. Но не смог больше там работать. Как и масса других менее заметных публике артистов: эквилибристов, эксцентриков, акробатов.

На днях написали заявление об уходе мы с братом. Дядя Слава и наш отец Вальтер не общаются с 1961 года. Тем не менее долгие годы все жили мирно. Мстислав и Вальтер друг с другом не конкурировали. Но сейчас все изменилось. Наверно, ревность появилась, когда оказалось, что мы с братом показываем все лучшие результаты, все более сложные трюки.

Последней каплей стала попытка заключить контракт о наших гастролях с цирком на проспекте Вернадского. "Росгосцирк" потребовал, чтобы за каждое наше выступление им платили 75 тыс. руб. В обоих цирках чуть в обморок не упали: таких цен вообще не существует. Торговались долго: московские цирки были готовы давать за нас по 10 тыс. То есть "Росгосцирк" мог получать, ничего не делая, 1,5 млн. руб. в течение полугода. Но договоренность так и не была достигнута. Поэтому мы решили просто уйти.

Наверное, поедем за границу. Хотя мы патриоты, но что делать...

Мстислав Запашный: "За катафалком сейф не носят"

- Я ПО ВСЕМ статьям выиграл конкурс на замещение должности руководителя "Росгосцирка". Мой бизнес-план, рассчитанный на 5 лет, утвердили на коллегии Министерства культуры. Уже год, как я разгребаю сложнейшую ситуацию, которая сложилась в цирковом мире из-за всех этих неурядиц, вызванных перестройкой. В то время на счете компании было всего 500 тыс. руб. Региональные цирки старались обанкротиться и продать здания. Многие таланты убежали за рубеж. За год мы смогли поднять доходы, поменяв принцип оплаты. Теперь, если зал заполнен на 70%, артисты получают двойную ставку. Мы уволили директоров 25 цирков. Разобрались в делах и выявили, что они непрофессиональны или нечисты на руку. Новосибирского директора, например, взяли с поличным при получении взятки. А директор цирка в Брянске продавал билеты, минуя кассу. Еще к своим несомненным успехам могу отнести новый московский цирк-полустационар "Радуга". Мы построили его всего за год, потратив 26 млн. руб. (из них 8,5 - собственных, остальные - деньги бюджета), но зато получили свою площадку в столице. Мы стараемся бороться с посредственностями на арене. Для этого создали экспертную комиссию из 30 заслуженных и народных артистов. Заметьте, сам я в ней не участвую. Комиссия приняла решение о сокращении 87 номеров. Но никто людей на улицу не выкидывает! Часть артистов перейдет в другие аттракционы, остальным также предлагают работу, но уже за ареной.

По поводу родственных связей. В работе больше всего я спрашиваю именно со своего сына. Но скажу честно: аттракцион Мстислава Запашного-младшего "Тигры на стеклянных шарах" сегодня - лучший в мире. За 5 лет тренировок реквизит сильно испортился: шары побились и исцарапались. Предстояло или остановить дорогостоящий проект, или принять меры, чтобы он продолжал действовать, то есть изготовить новый реквизит. Так что протежирования не было - все по правилам.

А про деньги, которые я якобы присваиваю, скажу одно: мне 67 лет, а за катафалком сейф не носят.

Максим Никулин: "Циркач - это диагноз"

- ТО, ЧТО делают сейчас с "Росгосцирком", - преступление. Огромную структуру разваливают, возможно, сознательно. Причин тому несколько: до сих пор существующая система управления советского образца, которую никто не хочет менять, непорядочное отношение к артистам и авторитарное руководство Мстислава Запашного. Но амбициями управлять нельзя. Скажем, нынешний руководитель "Росгосцирка" вложил огромную сумму в новое шапито "Радуга". Теперь оно горит синим пламенем. Уверен, деньги, потраченные на его строительство, можно было бы использовать с большей пользой.

Честно скажу: люди из "Росгосцирка" бегут. При этом проблема кроется не в низких зарплатах. Артисты цирка - энтузиасты с вывернутой психикой. Ну скажите, кто из нормальных граждан по своей воле будет рисковать жизнью несколько раз в день и получать от этого удовольствие? А они - делают. Но ведь артисты, работающие в "Росгосцирке", не слепые и уже доведены до предела. Скажите, легко ли им, получающим копейки, знать: даже за границей ставка артиста - 20 долл. за спектакль, а Мстислав Запашный-младший, при всем к нему уважении, получает в России 1,5 тыс. долл. за выступление?

Долгие годы "Росгосцирком" никто не занимался, и сегодня этот огромный организм гниет. Хотя данный бизнес может приносить вполне нормальные деньги. Живут же предприятия, не относящиеся к "Росгосцирку", нормально.


Когда материал готовился к печати, редакции стало известно, что в непростых отношениях между руководством "Росгосцирка" и известными дрессировщиками наметился мир. Так это или нет, мы сообщим в ближайших номерах. Но если "Росгосцирк" сделает все, чтобы сохранить звезд цирка в России, то хочется верить, что немалую роль в этом сыграли и недавние публикации в "АиФ" (NN 26, 27).