Компьютер - убийца искусства?..

   
   

ДВА самых громких кинохита этого лета - "Гарри Поттер и узник Азкабана" и "Человек-паук-2" - на 80% были сделаны на компьютере. Не отстают от киношников и музыканты, особенно поп- и рок-исполнители - их вокал порой до неузнаваемости облагорожен "умными машинами". Компьютерная мышка с каждым днем все глубже "вгрызается" в живопись, музыку. Не получится ли так, что искусство со временем девальвируется, потеряет свою художественную ценность и окончательно превратится в "красиво упакованную жвачку для мозгов"?

Бездушные звезды

ЕСЛИ в нашумевшем "Титанике" или последней части "Звездных войн" количество виртуальных актеров колебалось в районе сотни, то в третьей части "Властелина колец" их "популяция" приблизилась к 200 тысячам. В лаборатории VCP - "Производство виртуальных знаменитостей" - в Лос-Анджелесе уже создан объемный цифровой клон актрисы Марлен Дитрих, легенды ХХ века. Внук "легенды" радостно подписал контракт, согласно которому умершая и воскресшая в компьютерной ипостаси кинозвезда будет работать еще 300 лет.

Режиссер Егор Кончаловский охотно верит, что создать идеального актера можно, но не понимает зачем. "Умеренное использование компьютера еще никому не вредило. Но я не думаю, что виртуальная составляющая современного кино убьет кинематограф как искусство. Без живых актеров кино обеднеет. Я уверен, что даже самая совершенная копия, например, замечательного актера Михаила Ульянова не может донести до зрителя и половину того, на что способен, извините, оригинал. Недавно я участвовал в создании анимационного фильма наподобие "Шрека", сделанного целиком на компьютере. Имея возможность нарисовать все и вся, продюсеры тем не менее наняли меня снимать живых актеров, чтобы затем перенести их пластику и мимику на виртуальных героев".

Поющие "Электроники"

В СОВРЕМЕННОЙ студии звукозаписи записать свой сольный диск сможет любой желающий - были бы деньги. Компьютер и голос приятнее сделает, и фальшивые ноты исправит. Обычно цифровые исправления и доработки в фонограммах не слышны, но то, что, например, в некоторых творениях Витаса (читай - "Тату", "Рефлекса" и проч.) вместе с певцом старается компьютер, слышно и невооруженными ушами. Отдельная песня - певица Глюк'Оzа. Кто бы ни пел за "честную невесту", пусть даже и сама Наташа Ионова, совершенно очевидно, что ее голос серьезно обработан, расщеплен высокотехнологичными программами. Кстати, недавно зрители Нижнего Новгорода могли "насладиться" настоящим голосом певицы - довольно низким, хриплым и никак не попадающим в ритм и тональность. Концерт, где выступала Глюк'Оzа, шел в прямом эфире, и звукорежиссер по ошибке врубил не ту фонограмму.

"До появления на студиях компьютеров музыканты стремились работать, совершенствовали свои вокальные данные, выкладывались по максимуму, а сейчас многие из них обленились до безобразия, - говорит известный звукорежиссер Владимир Овчинников. - Технический прогресс избаловал артистов настолько, что они зачастую даже не пытаются что-то сделать своими силами. Самое смешное, эта зараза перекинулась и на классических музыкантов. Когда директор академического оркестра заявляет мне, что работать без компьютера они не будут, потому что некогда да и неохота, - это, я считаю, уже перебор. Согласен, если певец или музыкант исполнил произведение с душой, но сфальшивил один раз, лучше исправить ошибку при помощи техники, чем переделывать всю запись. Но... Если музыканты делают из компьютера культ, они рано или поздно деградируют - примеров тому более чем достаточно".

Впрочем, электроникой не брезгуют порой и звезды оперной сцены. "Профессиональная аппаратура улучшает качество голоса во много-много раз. Это знали и использовали даже певцы-классики, например Муслим Магомаев, - считает профессор Московской консерватории Юрий Григорьев. - У Магомаева голос в зале звучит не так интересно, как, допустим, на радио или в студии. Кто-то даже назвал эстрадников "поповскими" певцами по имени изобретателя радио Александра Попова. Ну а если говорить о компьютере, то он лишь продолжил на качественно новом уровне давно заданную тенденцию".

И все же, несмотря на, казалось бы, безграничные возможности техники, вытянуть, например, безголосую (но вездесущую) Жасмин до 4 октав Ларисы Долиной пока невозможно. Никакой процессор и никакие уши такой "порнографии" не выдержат.

Живопись. Перезагрузка

ВПОЛНЕ возможно, что Васнецов не стал бы почти 20 лет корпеть над своим шедевром "Три богатыря", будь у него компьютер и принтер для распечатывания на холсте. Огромное число современных художников предпочитают творить с помощью световых перьев, жидкокристаллических планшетов и всемогущих графических программ. Кисть, мольберт, карандаш и прочие традиционные инструменты живописи - удел учеников художественных школ. Но в чем ценность картины, созданной на компьютере, если ее можно распечатать любым тиражом? "Подобная проблема возникла, когда фотографию признали полноправным видом искусства, - рассказывает известный владелец картинной галереи Марат Гельман. - Выход оказался довольно простым: автор отпечатывает снимок в 1-5 экземплярах, после чего уничтожает негатив. То же и с компьютерной живописью. Художник, как и раньше, живет за счет художественного рынка, поэтому вынужден искусственно ограничивать тираж своих работ. Что касается компьютера - как инструмента и программистов - как исполнителей, то для искусства это не имеет никакого значения. Главное - замысел, а не ремесло. Художник - это мыслитель, автор идеи, а не тот, кто ее воплощает.

Смотрите также: