Академик Сигурд Шмидт: Невежду легко одурачить

   
   

НУЖНО ли переписывать историю, как изменится наше прошлое и какое в связи с этим нас ожидает будущее? - с этим и другими вопросами "АиФ" обратился к доктору исторических наук, академику РАО, профессору Сигурду ШМИДТУ.

Не вмешивайте детей

- СИГУРД Оттович, президент Путин сказал, что учебники истории должны "воспитывать чувство гордости за свою страну". Значит ли это, что из них вычеркнут все неприглядные моменты нашего прошлого?

- То, что сейчас хотят воспитывать уважение к Родине, безусловно, хорошо. Россией можно и нужно гордиться. Но это не значит, что все, что делало государство, - правильно. Сталинские репрессии, неподготовленность к войне, миллионы жертв, которых можно было бы избежать, если бы не было тоталитарного режима, - об этом, конечно, нужно говорить, иначе и героизм, и жертвы, и подвиги, и таланты недостаточно будут показаны. Так мы героев не воспитаем. Если скрывать зло, которое принес тот же Сталин, то ко всякой диктаторской тенденции будут относиться с меньшим опасением и возмущением.

- На книжных прилавках сейчас десятки учебников, и каждый из них по-своему трактует нашу историю. Может, лучше иметь 3-4 учебника, чтобы не вносить путаницу в образование детей?

- Мы уже привыкли к возможности иметь разные мнения, в том числе и о том, что происходило раньше. Поэтому я не сторонник одного учебника. Даже три или четыре - мало. Пусть будет учебников много, но Министерство образования и экспертный совет должны проверять точность изложенных в них фактов. И даже если они согласны с трактовкой событий в учебнике, должны обратить внимание на то, нет ли излишнего крена в какую-либо сторону.

- Кстати, весной экспертный совет отозвал учебник новейшей истории России, написанный Игорем Долуцким, из-за его "политической некорректности". В нем школьникам предлагалось составить собственное мнение о событиях.

- Учебник Долуцкого подкупает возможностью иметь свою точку зрения. Но в нем очень уж ясно выражены взгляды самого Долуцкого. Если тебе заранее говорят, что черное, а что белое, то легко выбрать белый цвет. Что касается новейшей истории, я бы вообще доводил ее изложение до 2000 г., а потом давал бы набор фактов - жесткую, безошибочную канву событий, причем не только политических. Школьники должны знать, когда прошли выборы, когда ушел Касьянов. Но почему он ушел, обсуждать необязательно. Детей не нужно вмешивать в споры взрослых. Гораздо важнее рассказать им о прошлом того региона, где они живут.

ЕГЭ - культура продавщиц?

- КАК вы относитесь к идее Единого госэкзамена?

- Мы столкнулись с серьезной проблемой: знаете ли вы, что самые талантливые ученики, которые по-настоящему занимаются историей, не сдают ЕГЭ? Задания для Единого государственного экзамена составляются по принципу кроссворда - дается несколько вариантов ответа. А кроссвордная культура не нацелена на размышления - это культура продавщиц, которым надо убить время. К тому же сам отбор ответов - совершенно нелепый - показывает, что составители не думают о тех обязательных знаниях, которые должны сохраниться в памяти школьника. Например, вопрос прошлого года: кто был главой Комиссии по правам человека во время чеченской войны? Варианты ответа: Ковалев, Коржаков и еще две фамилии. Ну зачем помнить имя Коржакова - человека, который ничего полезного в истории не сделал? Историю превратили в зубрильную науку, необходимую только для того, чтобы поступить в вуз.

- Сигурд Оттович, сейчас многие увлекаются теорией математика Анатолия Фоменко, который составил новую хронологию. Что вы о ней думаете?

- Это чудовищно! Фоменко и его единомышленники утверждают, что вся история была написана в XVI-XVIII веках, на протяжении двухсот лет. В том, что теории Фоменко верят даже люди образованные, - вина и авторов учебников, которые делают акцент на государственно-политическую историю и совсем не рассказывают о повседневной жизни. Поэтому люди и не понимают, что до промышленной революции XVIII века немыслимо было создать такую массовую индустрию фальсификации древних памятников культуры, какой-то всемирный тайный союз - тогда не было ни электричества, ни настоящих дорог. И еще меня поражает то, что Православная церковь не выступила публично против этой теории, ведь у Фоменко Христос стал Римским Папой. Ликвидация тысячелетней истории христианства перечеркивает факты великого самопожертвования верующих людей, великомучеников. Церковь молчит, но ученые борются. Подготовлен сборник статей о несостоятельности этой теории. Возможно, Фоменко искренне верит в то, о чем пишет, но вокруг него сплотились люди, спекулирующие на человеческом доверии, на любви к дешевым сенсациям. Это приносит огромные деньги.

- Как вы думаете, к чему уже привело в нашем обществе незнание истории?

- Незнанием истории вызвано недостаточное уважение к своей стране, бездумное представление о том, что за рубежом все лучше. Молодое поколение не планирует использовать свои силы здесь, в России, а предполагает, что это нужно делать в другом, якобы более престижном месте. Незнание истории вызывает доверие к тому втиранию очков, которое практикуют различные общественно-политические объединения, и приводит к возрождению таких настроений, как баркашовщина, национализм. В перспективе это может стать очень серьезной проблемой.

Смотрите также: