ОСЕНЬ - горячая пора для тех, кто распоряжается деньгами страны. Премьер требует удержать цены, президент - увеличить экономический рост, международные экономисты - провести разом все реформы, а люди - повысить зарплаты. О том, возможно ли осуществить все это, в эксклюзивном интервью "АиФ" рассказал министр финансов Алексей КУДРИН.
- АЛЕКСЕЙ ЛЕОНИДОВИЧ, выступая на сессии Международного валютного фонда, вы убеждали иностранных бизнесменов, что в России 10% инфляции к концу года - реальная цифра. Но на некоторые продукты цены уже выросли на 20%, а то и больше. Бензин стоит столько же, сколько и в США. Алкоголь достиг европейского уровня цен. Хлеб подорожал с начала года на 15%...
- Если цены на хлеб, бензин, коммунальные платежи растут более быстрыми темпами, то на другие товары - на рыбу, морепродукты, лекарства, табачные изделия, масло, радиоэлектронику - растут значительно медленнее, чем в прошлом году. В 2003 году инфляция была 12%. В этом, надеюсь, будет 10%. Значит, хоть не намного, но снижается. Однако это не означает, что товары совсем перестали дорожать. Просто они дорожают медленнее.
Что касается бензина, это, безусловно, проблема всех стран, вызванная стремительным взлетом мировых цен на нефть, в том числе и в России, раз уж ее экономика встроена в мировую.
С 1 августа мы ввели новые повышенные экспортные пошлины на нефть. Это ограничит экспорт. Со следующего года увеличим ставку налога на добычу полезных ископаемых. Не хочу вас обманывать: такими мерами можно только сдержать рост цен, но совсем избежать их повышения не удастся. Есть и еще одна причина роста цен на бензин: российские нефтяники-монополисты делят региональные рынки между собой и тем самым сокращают конкуренцию. С этим тоже будем бороться, используя механизмы антимонопольного законодательства. Но ошибкой был бы возврат к административному регулированию цен - это неминуемо разрушит рынок.
- Насчет монополизма известно давно. А что делает правительство, чтобы устранить сговор? Пока вы спокойно наблюдаете, как монополисты делят рынки, люди платят все больше и больше за коммунальные услуги, потому что службы ЖКХ - те же монополии. Налог с продаж в 5% отменили, а цены на хлеб, на лекарства ничуть не снизились.
- Федеральная антимонопольная служба пытается работать более эффективно - передает материалы в прокуратуру, заставляет снижать цены. В отдельных регионах этого удается добиться, но на основании закона, а не в приказном порядке. Хлеб, например, не дорожал в течение трех лет. Но с середины 2003 года мировая цена на зерно резко взлетела - в результате начался рост цен и на внутреннем рынке. Пришлось ввести временные квоты на экспорт, ограничив продажу зерна за рубеж, чтобы стабилизировать ситуацию. Но квоты временные: высокая экспортная цена на зерно - благо для российского сельского хозяйства. Дополнительные доходы будут вложены в его развитие, что даст больше сельхозпродукции. А значит, и более стабильные цены. Получается палка о двух концах.
Либо бюджетники, либо военные
- ГОД назад мы с вами говорили о том, что расходы на безопасность будут увеличены. Однако от трагедии в Беслане выделенные деньги нас не уберегли... Тем не менее расходы только на оборону в проекте бюджета-2005 увеличены на 28%. Вы верите в эффективность таких мер?
- Одни лишь деньги в полной степени не могут решить проблему борьбы с терроризмом. Главная проблема - коррупция в правоохранительных органах, в том числе в милиции, армии. Продают оружие с военных складов, за деньги пропускают преступников через блокпосты. "Оборотней" б.ольшая зарплата не изменит. Дай такому больше денег, он все равно пропустит бандита. Вместе с тем расходы на службы безопасности - МВД, ФСБ - действительно увеличены. Но с какого уровня? Последнее десятилетие финансирование этих служб было настолько уменьшено, что многие профессионалы из них ушли. А это штучные кадры! Профессионалы в подобной отрасли воспитываются поколениями, у них должна быть нормальная зарплата, социальная защищенность.
Да, статья "Национальная оборона" в бюджете-2005 самая большая. Но деньги в основном пойдут на поддержание в нормальном состоянии ядерного вооружения, на техническое оснащение авиации, сухопутных войск, военно-морского флота. Прошло уже 15 лет, пришла пора модернизировать "наследство" Советского Союза. Сейчас старая оболочка самолета или танка начиняется новой системой управления, новым вооружением, системами защиты. Именно на это мы направляем средства в первую очередь.
- А как же бюджетники? Себе чиновники подняли зарплату в несколько раз, а учителя, врачи как жили, так и живут на 3-4 тыс. рублей в месяц. Обещали повысить минимальную зарплату до уровня прожиточного минимума - не сделано. Президент дал указание бороться с бедностью. Никакой программы не разработано, одни декларации.
- Неправда. Экономика растет каждый год темпами намного выше мировых. Это и есть единственный путь борьбы с бедностью. Действительно, сегодня зарплата бюджетников составляет около 70% от уровня советской зарплаты. С 1 января 2005 г. мы уже поднимаем зарплаты на 20%. А в целом за следующий год планируем их увеличить на треть (по сравнению с этим годом).
Сегодня экономика намного перспективнее, чем была в Советском Союзе. Тогда она проедала сама себя, могла существовать только за счет высоких цен на нефть. В 90-м году эти цены снизились, и сразу рухнул Советский Союз. Вместе с ним рухнули и зарплаты. Поэтому сейчас наша задача - создавать экономику, которая бы генерировала экономический рост, рабочие места независимо от цен на нефть.
Нефть на 100 лет
- КИТАЙ завалил мир ширпотребом, Япония - электроникой. А когда мы перестанем жить за счет нефти?
- Ближайшие 50 лет, а может и все сто, уж точно в нашем экспорте будут превалировать природные богатства. Но это не беда, а одно из наших преимуществ. Надо только правильно им воспользоваться и наращивать экономику в сфере переработки высоких технологий, создавать максимально благоприятные для этого условия, в том числе и за счет снижения налогов. Кроме того, экспорт сырья в любом случае является источником повышения уровня жизни нашего населения.
- Что наша страна могла бы производить, что было бы конкурентоспособно на мировом рынке?
- Принято считать, что Россия должна опираться на традиционные отрасли, которыми была известна всегда. Это авиакосмическая и оборонная промышленность, программирование (в Советском Союзе были очень квалифицированные программисты, к сожалению, по большей части они сейчас работают на западные фирмы), электротехническое оборудование. Но мое мнение: мы способны также открыть новые отрасли, которые возникнут с нуля и станут самыми конкурентоспособными в мире. Еще 20 лет назад в Китае, можно сказать, ничего не было, 15 лет назад экономика Новой Зеландии, например, ничем не напоминала сегодняшнюю, а сейчас эти страны заваливают весь мир своими товарами.
- Какая у вас как у министра финансов на сегодня самая большая проблема с деньгами?
- Самая большая проблема - объяснить всем, почему не надо тратить стабилизационный фонд на внутреннем рынке. Хотя решение это абсолютно логичное и правильное, основанное на экономической науке. Ведь эти деньги не заработаны российской экономикой - то есть мы не произвели никаких дополнительных товаров, но получили дополнительный доход. Добываем столько же нефти, сколько и раньше, цена только на нее стала намного больше. Если начнем тратить деньги внутри России, это приведет к укреплению рубля или к инфляции. Это доказано. А значит, экспорт всех других наших товаров станет экономически менее выгодным, а вот импортные товары станут дешевле и хлынут на российский рынок, вытесняя товары отечественные, что приведет к экономическому спаду. Ну а что такое инфляция, никому объяснять не надо.
Когда стабилизационный фонд в следующем году превысит 500 млрд. рублей, мы планируем покрыть только дефицит Пенсионного фонда. Это может стать рискованным финансированием, но повторю - это вынужденное решение. А вот направлять деньги из стабилизационного фонда на погашение долгов, которые были накоплены еще с советских времен, - правильно. Мы сейчас по этим долгам платим каждый год бешеные проценты. В 2004 г. - это 266 млрд. руб., в 2005 г. - 254 млрд. руб. Эти расходы можно сократить, только погасив основной долг. Если мы расплатимся досрочно, то у нас высвободится по 2 млрд. долл. в год. А вот тогда эти средства можно будет направить и на первоочередные цели.
Лебедь, рак и щука
РОССИЙСКИЕ чиновники активно дают интервью за границей. Причем выступают в основном с критикой самих себя и друг друга. Порой их высказывания противоречат высказываниям коллег.
НЕСМОТРЯ на то что министр финансов Алексей Кудрин заявляет, что "российская экономика растет каждый год темпами намного выше мировых" и что "сегодня она намного перспективнее, чем была в Советском Союзе", экономический советник президента А. Илларионов в интервью "Файнэншл таймс" резко критикует действия правительства. Он утверждает, что "качество экономической политики ухудшилось по сравнению с 1999 годом. С 2001 года она вносит негативный вклад в рост ВВП, и лишь высокие цены на нефть маскируют этот ущерб". Также Илларионов заявляет, что официальные лица блокируют либеральные реформы в России, поскольку они больше заинтересованы сохранить свой статус, чем идти на риск и совершить ошибку, поддерживая реформы.
Не согласен с А. Кудриным и министр экономического развития Г. Греф. В интервью немецкой "Ди Цайт" он утверждает: в ближайшее время не предвидится, что Россия перегонит развитые страны по таким показателям, как ВВП на душу населения. "Инвестиционный климат в России недостаточно привлекателен, - говорит Греф. - Мы достигли успехов в дебюрократизации и налоговой реформе, но есть и много неудач. Государственная власть, суды и правоохранительные органы работают неэффективно. К тому же наша экономика не в состоянии принять большой объем финансовых потоков, потому что нет нужной инфраструктуры". По поводу высоких цен на сырье Греф дает прогноз: цены на нефть и газ пойдут вниз, поскольку уже достигли своего максимума. Зато в одном экономисты единодушны: крайняя зависимость России от сырьевого экспорта будет сохраняться еще долгое время.
Смотрите также:
- Где взять и как поделить? Алексей Кудрин о зарплате, бюджете и долгах →
- МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА. Блажен, кто верует... →
- Как мы будем жить в 1999 году? →