В шаге от мировой войны

   
   

ВО ВРЕМЯ визита в Китай на прошлой неделе президент В. Путин наконец-то подписал с тамошним руководством договор об окончательной делимитации границы. Теперь у наших стран нет территориальных претензий друг к другу. А до этого несколько десятилетий восточный рубеж был настоящей головной болью руководства СССР. В марте 1969-го на реке Уссури произошли самые крупные после Великой Отечественной войны бои на нашей госгранице. У острова Даманский погибли 58 советских солдат и офицеров. Менее известны события августа того же года у советской погранзаставы Жаланашколь в Казахстане.

ОЗЕРО Жаланашколь (в переводе с казахского - Голое озеро) лежит посреди горного прохода Джунгарские ворота. По ту сторону - китайская провинция Синьцзян. Тамошние казахи и уйгуры взбунтовались против Пекина, и в 1962 году более 45 тысяч повстанцев перешли границу Советского Союза и с разрешения нашего правительства расселились в Казахстане. Среди них, между прочим, оказался и 5-й корпус китайской армии почти в полном составе. Из них КГБ вербовал нелегалов для подпольной работы в Китае. Подобные действия советского руководства, естественно, не вызвали в Пекине особого восторга. На нашей стороне с тревогой ждали ответных мер. И дождались.

В ночь с 12 на 13 августа наряд сержанта Михаила Дулепова заметил подозрительную возню на сопредельной стороне - китайцы подтягивали к границе воинские подразделения. Ночью они перешли границу и заняли высоту Каменная. Пограничник на русском и ломаном китайском потребовал от нарушителей немедленно покинуть советскую территорию. Реакции не последовало.

Ночью в Москву, в Главное управление погранвойск, позвонил начальник политотдела Восточного пограничного округа полковник (ныне генерал) Игорь Петров. Его выслушали, вежливо поблагодарили за сообщение и повесили трубку. Та же история повторилась с дежурным по КГБ. Поведение Москвы насторожило полковника, и он попытался "прозвонить" ситуацию по личным связям. Знакомый из штаба погранвойск по секрету сообщил, что руководство "в курсе", но хранит молчание.

Необъявленная война

ДО 7.00 пограничники ожидали распоряжений из Москвы.

Первый внятный приказ был получен от начштаба Уч-Аральского погранотряда подполковника Петра Никитенко: "выдавить" нарушителей с советской территории. Не получилось - китайцы полезли в драку.

Как потом выяснилось, нарушителей было человек 70. Пограничников - втрое меньше. Но и китайцев ждал неприятный сюрприз. Накануне заставу усилили двумя бронетранспортерами. Как только на склоне началась рукопашная, БТРы помчались на выручку.

...Спустя столько лет до истины уже не докопаешься, но, скорее всего, первый выстрел сделали китайцы. Заметив советские бронетранспортеры, они отступили на высоту и открыли по ним огонь. Бронебойная пуля ранила младшего лейтенанта Пучкова в бедро навылет и зацепила правую руку водителя ефрейтора Пищулева. Но это были еще цветочки: на гребне между камней был замечен гранатометчик. Однако китайцам сильно не повезло: чья-то пуля задела взрыватель его гранаты, и та взорвалась прямо в стволе.

У второго БТРа заклинило башню, но под его прикрытием 8 пограничников обошли китайцев с фланга. Собственно, на этом бой закончился. Оставив на Каменной 18 трупов, китайцы отступили восвояси. Погибли два пограничника - тот самый сержант Михаил Дулепов, который обнаружил нарушителей, и ефрейтор Виталий Рязанов. Исходя из каких-то недоступных нормальному сознанию "высших интересов", тела погибших пограничников не выдали родным. 15 августа их похоронили на сельском кладбище в Уч-Арале. Одиннадцать человек были ранены. Их перевязывали в канцелярии погранзаставы жены офицеров и продавщица солдатского магазина.

Закопать - откопать