Итоги: победы вопреки всему

   
   

Атлеты прикрыли чиновничьи зады...

27 ЗОЛОТЫХ, 27 серебряных, 38 бронзовых - семнадцать дней, не смыкая глаз, россияне лихорадочно подсчитывали эти медали. Подсчитывали - каждый в меру своего оптимизма - то по общему числу, то умножая каждую медаль на какие-то невнятные коэффициенты, то суммируя достижения всех стран Содружества (Украина - 23 медали, из которых 9 золотых, Беларусь - 15 медалей, 2 золотые...).

Горькая победа

МОК, выстраивающий свой рейтинг из учета наград высшей пробы, "поставил" Россию на третье место. Но и это большая победа. Победа, на которую многие уже не рассчитывали и от которой как-то особенно горько. Все эти медали, что золотые, что серебряные и бронзовые, которые тоже на вес золота, - исключительно личный героизм, беспримерное мужество и почти голый энтузиазм замечательных ребят и их тренеров. У России есть будущее, говорим мы, вспоминая открытия этой Олимпиады - штангистов Дмитрия Берестова и Хаджимурада Аккаева, четверку гребцов-"академиков", дзюдоиста Дмитрия Носова, стрелка Алексея Алипова, велогонщика Михаила Игнатьева. России есть кем гордиться - гимнастки Алина Кабаева и Ирина Чащина, борцы Мавлет Батыров, Бувайсар Сайтиев, Алексей Мишин, Хасан Бароев, легкоатлеты Татьяна Лебедева, Ирина Симагина, Елена Слесаренко, пятиборец Андрей Моисеев, бегун Юрий Борзаковский...

Мы не взяли ни одной медали в 9 видах спорта. И если с маунтинбайком и тхэквондо все более-менее понятно, то как объяснить провалы теннисистов? Мы смотрели на триумф американских гимнастов, которых тренирует наш же Марченко, и занимались аутотренингом: "Нас засудили". Но ведь ничего не изменилось. Так же судили и в Атланте, и в Сиднее, и при царе Горохе. Просто наши тогда были моложе, ярче, сильнее всех остальных на голову. А сегодня сильнее они и в гимнастике, и в плавании, где по сравнению с Сиднеем мы "отплыли" от пьедестала еще дальше.

Гнилая система?

НОРМАТИВЫ ГТО, отбор перспективных детей еще с яслей, спартакиады - как будто и не было этого никогда. В России сегодня на один бассейн приходится 80 тысяч жителей, в то время как в США - 80. Принцип подхода к спорту в той же Америке резко отличается от нашего. Здесь его культивируют частные клубы, живущие на деньги родителей занимающихся детей. У нас же основная масса дотируется за госсчет, но наш бюджет не тянет многочисленные ДЮСШ. Мы где-то еще по инерции побеждаем, но олимпийские герои при больном, вырождающемся населении в целом - это вопреки всем законам природы. Борьба россиян за медали в Афинах - это как сюжет голливудского блокбастера о преодолении жизненных трудностей. Но наши локальные победы не соответствуют имперскому пылу.

Что делать? Да в первую очередь пересмотреть систему отбора. Таланты надо искать в провинции, отрывая зады от начальственных кресел. Но при этом должна быть какая-никакая централизация, иначе получится, как у пловцов, которые отдали всю подготовку на откуп личным тренерам спортсмена, - результат более чем плачевный. Господдержка должна строиться не на прямом финансировании видов спорта (как это сейчас происходит в тяжелой атлетике), а на стимулировании спонсорства - наберется у нас с десяток сознательных олигархов. И главное - надо провести зачистки в рядах спортивных чиновников.

В любой нормальной стране ответственные за провал лица немедленно подали бы в отставку. Нам это не грозит. Ни Тягачев, ни Фетисов этого не сделают. Да и со своего теплого кресла ни один президент федерации просто так не уйдет. Порочный, замкнутый круг: Олимпийский комитет России, Федеральное агентство по спорту, более чем 150 спортивных федераций можно разнести только залпом революционной спортивной "Авроры" и волевым усилием Владимира Путина, президента-дзюдоиста... Назначить, к примеру, министром спорта при Правительстве РФ действительно профессионала в своем деле, кстати, олимпийского чемпиона, Леонида Драчевского. Подчинить на время, скажем, на четыре года, ведение дел основных и проблемных федераций: баскетбола, волейбола, гимнастики, плавания, футбола, хоккея... и тех, где мы были всегда сильны. Только такое сосредоточение в одних государственных руках попавшего в большую беду нашего большого спорта сможет поднять его с колен.

И еще - не надо, чтобы спортсмены видели руководство, живущее в плавучем дворце, и спортивных чиновников с окладом в 300 у. е., на руках которых красуются часы за 100 тыс. долл., в то время как они сами живут в номерах даже без телевизора.

Национальное унижение