ПОСЛЕ теракта в Беслане всех россиян призвали быть бдительными. Сотрудники милиции выяснили, что несколько чеченских бандитов были зарегистрированы в одном частном доме в подмосковном Клину. Кроме них, там было зарегистрировано еще... без малого 600 человек. А в доме на соседней улице - 300.
А КТО выдает фиктивные регистрации? Сами сотрудники милиции. Выходит, главные пособники террористов - те самые органы правопорядка, которые должны быть в первых рядах борьбы с ними. И к чему тогда все эти громкие призывы "сплотиться, проявить бдительность и победить вместе"?
Мы попытались узнать в МВД, сколько сотрудников, торгующих своим служебным положением, понесли наказание. Выяснилось, что милицейская статистика об этом умалчивает.
"Строго говоря, если есть согласие хозяина квартиры, это вообще ненаказуемо, - пояснил нам юрист Максим Алексеев из Московской коллегии адвокатов. - Ограничений по регистрации нет. Если квартира приватизирована, прописывайте хоть 1000 человек, никто вам и слова не скажет". А хозяева, как правило, в сговоре с сотрудниками паспортных столов и получают свою долю.
Однако бывают случаи, когда хозяева даже не догадываются о том, что кто-то живет с ними бок о бок на одних квадратных метрах.
43 китайца
"В ОДИН прекрасный день вынимаю из почтового ящика квитанцию на коммунальные платежи и глазам не верю, - рассказывает москвичка Елена Ч. - Помимо меня на моей площади зарегистрированы еще 43 человека. Я побежала в жилуправление, спрашиваю: как такое могло случиться без моего согласия? Они только плечами пожимают: мы их не прописывали, потому что все эти люди - китайцы, а регистрацией иностранцев в Москве занимается не районный паспортный стол, а паспортно-визовое управление ГУВД".
Елена бросилась в ГУВД и выяснила, что китайцев к ней прописала некая фирма - якобы по полученной от Елены доверенности. "Мы ваше дело передали в прокуратуру", - обнадежил начальник.
Прошли месяцы, пару раз Елену вызывали в прокуратуру - побеседовать. А однажды в ее квартире зазвонил телефон. Приятный баритон представился сотрудником юридической фирмы (той самой, догадалась Елена) и предложил уладить "недоразумение". "Вы заберете свое заявление, а мы компенсируем вам неудобства", - вкрадчиво предложил он.
Сделка не состоялась. Но в следующем месяце Елена с удивлением узнала, что неизвестные доброжелатели оплатили квартирные долги за всех китайцев. И тут ее вновь пригласили в прокуратуру. Нескольких гостей с Востока, прописанных в ее квартире, удалось задержать - они торговали на рынке. "К нам подошел человек, предложил оформить за деньги регистрацию. Больше мы ничего не знаем", - оправдывались торговцы. "Ваше дело пересылаем в прокуратуру другого района - того, где находится рынок", - подытожили сотрудники правопорядка.
Ни при чем
"ТЕПЕРЬ это все в прошлом, - заверила пресс-секретарь паспортно-визового управления ГУВД Залина Моисеева. - Раньше присутствие владельца квартиры при регистрации было необязательно, мы имели право оформить прописку на основании нотариальной доверенности. Видимо, некоторые фирмы-мошенники доверенности подделывали и от имени хозяина прописывали посторонних. Сейчас это происходит только в присутствии владельца квартиры".
Мы обратились в Главное паспортно-визовое управление МВД, отвечающее в России за регистрацию. Интересно же, как умудряются прописывать в квартиры по 300-600 человек, выдавать паспорта подозрительным личностям? В течение недели ответа так и не получили.
Выйдите на улицу и спросите любого иногороднего, знает ли он, как решить проблему с регистрацией? Расскажут в подробностях и назовут цену! Прикрытие в виде подмосковной прописки стоит 500 у. е. При этом вполне добропорядочные граждане соседних государств, желающие работать в России, получить вожделенный штамп законным способом не могут.
Зато преступники легко решают этот вопрос. У террориста Бараева, захватившего "Норд-Ост", был обнаружен новехонький российский паспорт. Против отмены прописки первыми выступают милиционеры. Почему? Не потому ли, что штампы в паспортах дают им возможность неплохо зарабатывать?