Нация и "кайф"

   
   

Солдатская болезнь

ПО СЛОВАМ одного из крупнейших специалистов-наркологов академика Эдуарда Бабаяна, всю историю взаимоотношений человека и наркотиков можно разделить на два этапа: до 1880 г. и после. До этой поистине знаменательной даты был этап так называемой неосознанной наркомании, когда в лечебной практике широко применялся опий. От него хорошо спится, но к нему и хорошо привыкается.

На это не обращали внимания до тех пор, пока в одной американской научной работе в 1879 г. не была описана болезнь, получившая название солдатской. Тогда в армии все болячки американские медики лечили тем самым опием. Кашель - опий, понос - опий, бессонница - и говорить нечего. Когда человек прекращал курс лечения, у него начинались судороги, сильное потоотделение, то есть типичный процесс ломки. В 1880-м была созвана международная конференция, на которой и было заявлено о появлении новой страшной болезни, связанной со злоупотреблением наркотическими веществами, и имя этой болезни дали "наркомания".

Врачи, как всегда, первыми забили тревогу, но общество поначалу их не услышало. В начале ХХ века наркотики вошли в моду. Кокаин нюхали в светских гостиных Парижа, Лондона и Петербурга. Литература воспевала "кайф". Граф Монте-Кристо, сбежав из замка Иф, заказывал у лучших парижских мастеров (оказывается, были и такие!) гашиш и потчевал им своих гостей. Получив дозу, гости крепко спали, а Монте-Кристо в это время обделывал свои делишки. В наше время по французским законам его посадили бы лет этак на десять как содержателя злачного притона.

У Конан Дойла его знаменитый Шерлок Холмс тоже, как известно, регулярно нюхал кокаин. Если бы такой человек существовал на самом деле, считает академик Бабаян, он бы быстро деградировал и не смог ни раскрывать преступления, ни тем более играть на скрипке.

Немного истории

НО ВОЗМОЖНОСТЬ расслабляться дают не только наркотики. На протяжении веков каждый народ вырабатывал свой собственный "кайф" в зависимости от растительности и климатических условий, в которых он жил. До великих географических открытий в мире существовали более или менее четкие зоны потребления наркотиков, вина, спиртных напитков, пива, кумыса, грибов и других средств достижения "нирваны". И зоны эти почти не пересекались.

У славян, как утверждают археологи, сначала забродил мед. Из ячменя и хмеля, которые тоже росли в изобилии, варили пиво, рецепт которого был принесен арийскими предками славян с Тибета, где ячменное пиво и по сей день считается самым популярным напитком. Спиться с медовухи и пива было невозможно. Историки утверждают, что большую роль в алкоголизации наших предков сыграли "вина заморские" родом с юга, а также новые растения, привезенные на Русь относительно недавно. Такие, как сахарная свекла и картошка. Выяснилось, что, если их клубни сварить и оставить где-то в теплом месте, они тоже забродят... А там, как известно, и до самогона рукой подать. Или до виски, что в принципе одно и то же. Попробовали предки ирландцев и шотландцев подмоченный забродивший ячмень и поняли, что пробовать будут еще часто и долго - по крайней мере ближайшую пару тысяч лет.

Кобыла как источник наслаждения

В СТЕПЯХ, если нет воды, не растет ни виноград, ни рожь. Даже с картошкой и то напряженка. Поэтому Монголия, Бурятия, Калмыкия - страны кумыса. В период "отела" кобылиц, с июля по октябрь, население этих стран от мала до велика всегда гуляло под хмельком. Кумыс перегоняли на молочную водку крепостью не более чем в 15 "оборотов", которая легко пьется, но крепко ударяет в ноги.

Ее употребление даже мешало завоевательным походам Чингисхана, который издал специальный "полусухой закон", разрешавший воинам пить молочную водку не чаще 3 раз в неделю. Впрочем, сапожник всегда ходит без сапог, а у борцов с пьянством дети частенько вырастают алкашами. Вот и у Чингисхана сын Угэдэй, напившись молочной водки, упал с лошади и умер.

Сибирская природа сурова. Ранить землю, чтобы вырастить на ней хоть что-нибудь съедобное, из чего потом можно было бы сварить пиво или самогон, сибирские боги запрещали. Зато можно было собирать то, что росло на земле само, например галлюциногенные грибы. Они были в ходу и у викингов, которые совершали завоевательные походы, распалив свою кровь отваром из мухоморов.

Впрочем, и сама кровь может вызывать кайф. Речь идет не о мифическом графе Дракуле, а о вполне реальных северных сибирских народах, издревле пивших оленью кровь, но только в горячем виде, подставив жбан или собственный рот под фонтан, бьющий из перерезанной артерии.

Капитализм все испортил

ТАК тихо-мирно "отдыхали" люди в древности. Каждый народ знал свой "кайф" и свою меру и твердо придерживался родной дури, редко прибегая к импорту. И генетика их подлаживалась именно под конкретную дурь: кока - так кока, вино - так вино. Как всегда, все испортил "проклятый" капитализм. Люди стали чаще ездить друг к другу, интересоваться: что вы пьете, чем закусываете. А потом и торговля регулярная наладилась.

Экспорт алкоголя народам, которые до этого его не употребляли, привел к катастрофе, перед которой бледнеют Холокост и Косово, вместе взятые. Суть в том, что у народов, живущих в Сибири, Северной Америке, а также некоторых народов финно-угорской группы в организме нет фермента, расщепляющего алкоголь. Это означает, что первая же выпитая рюмка превращала этих людей в законченных алкоголиков, готовых продать даже маму, если за нее дадут выпить.

В России этим воспользовались русские купцы, за бутылку скупавшие у малых народов "рыбий зуб" (моржовые клыки), пушнину, рыбу; а в Америке - европейские переселенцы. "Третий мир" ответил европейцам адекватно. Попробовав южноамериканского или азиатского "кайфа", белый человек так же не мог от него отказаться, как чукча от водки. Если, скажем, индейцы Северной Америки курили табак больше по торжественным случаям (вроде знаменитой трубки мира), то белые стали "смолить" по две пачки сигарет в день. Если индейцы Южной Америки употребляли листья коки только в свежем виде и исключительно как биостимулятор, то европейцы с помощью химии превратили его в "белую" смерть, от которой сами же и умирали.

Следует признать, что решить проблемы наркомании и алкоголизма с помощью насилия невозможно. Опыт введения "сухого закона" в разных странах наглядно показал это. Остается пропаганда трезвого образа жизни да надежда, что в будущем тысячелетии ученые научатся ремонтировать нашу иммунно-генетическую систему и избавят человечество от наркомании и алкоголизма, которые приводят его к вырождению и гибели.

Смотрите также: