Куда плывет корабль "Россия"

РЕФОРМЫ, конечно, для нашей страны необходимы. Однако лишь после того, как люди вышли на улицы и власть стала стремительно терять авторитет, чиновники схватились за голову и на ходу стали "подчищать" новый закон. А ведь это не последняя реформа, а начало целого ряда непопулярных мер: в будущем нас еще ожидает реформа ЖКХ, образования, здравоохранения... Не получится ли так, как произошло с заменой льгот на деньги? Об этом разговор главного редактора "АиФ" Николая ЗЯТЬКОВА и вице-премьера правительства Александра ЖУКОВА.

Льготы - от беспомощности

   
   

- АЛЕКСАНДР Дмитриевич, замена льгот на деньги прошлась по России, как цунами по Юго-Восточной Азии. Почему не было создано единого штаба, который бы согласовывал действия правительства и губернаторов? Было ли правительство готово к такой реакции народа на непопулярную реформу?

- Мы были готовы к такой реакции, потому что реформа касается десятков миллионов человек, крайне настороженно относящихся к любым переменам. Однако примеры "монетизации" уже были в нашей истории. Спустя несколько лет после войны в СССР отменили продуктовые карточки. Потом отменили в колхозах печальной памяти трудодни. Тогда люди восприняли это как возвращение к нормальной жизни. Кстати, при советской власти натуральных льгот в таких объемах не существовало.

- Но мой отец - ветеран войны. И таким людям всегда полагались льготы: 50%-ная скидка при оплате электричества, путевка в санаторий и т. д.

- Отдельные льготы существовали. Но основная их масса появилась в 90-е годы. Вспомните, какое было время: зарплату выдавали натурой, пенсии по полгода не платили - денег у государства не хватало. От беспомощности начали вводить так называемые натуральные льготы, чтобы человек мог воспользоваться транспортом, купить лекарство, заплатить за телефон. В итоге половина населения страны начала ездить бесплатно, бесплатно пользоваться коммунальными услугами, получать лекарства и т. д.

А ведь бесплатным ничего не бывает. За этих людей платило государство, причем налогами, которые собирало у работающих. К тому же оно возмещало затраты на обслуживание льготников транспортникам, жилищно-коммунальному хозяйству, но сколько именно возмещать, тоже было непонятно. Ведь неизвестно, сколько человек в том или ином месяце проехали бесплатно. В итоге средства разворовывались, а городской транспорт приходил в негодность. Так бывает всегда, когда деньги получает не конкретный человек, а чиновник, который распределяет их по своему усмотрению.

- И все-таки говорят, что правительству выгодно было отменить льготы, что оно на этом сэкономило большие деньги...

- Как раз наоборот! Раньше государство тратило на льготы 100 млрд. руб. в год. Сейчас деньги, которые выплачиваются вместо льгот, - это 300 млрд. руб. Ровно в три раза больше.

Я думаю, что мы действительно не очень хорошо разъяснили людям, что собираемся предпринять. А некоторые политики, пользуясь ситуацией, выходят и говорят: "Вы - ветераны, жизнь положили на благо Родины, а вас лишают всех льгот". И человек им верит. Хотя на самом деле реформа ведь не предусматривает лишения всех этих льгот. Фактически бесплатными остаются и лекарства, и санаторно-курортное обслуживание, и проезд в электричке. И льготы по квартплате сохраняются. Но человек всегда склонен верить в худшее, особенно если раньше государство его обманывало.

- Как правило, по отношению к самой себе власть у нас добрая, никого не наказывает даже за последние события. Но люди, которые вышли на улицы, пострадали не только материально. Они же могут подать в суд за моральный ущерб...

- Вы правы. Закон о замене льгот деньгами предусматривает, что положение льготников не должно ухудшиться. Поэтому если человек считает, что этим законом он был ущемлен, то имеет полное право подать в суд. Кстати, в предыдущие годы большое количество льготников обращалось в суды и выигрывало дела у государства именно потому, что предусмотренные законом льготы реально не предоставлялись.

- Александр Дмитриевич, в скором времени правительство собирается проводить и другие реформы: жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования. Вы готовы к тому, чтобы не повторить сегодняшних накладок?

- Без этих реформ не обойтись. Девять человек из десяти скажут вам, что и наша медицина, и высшее образование оставляют желать лучшего. Основной принцип и реформы образования, и реформы здравоохранения, и реформы ЖКХ - государство гарантирует человеку необходимый минимум, который он получает бесплатно. Остальное - за деньги. При этом государство готово и будет помогать в существенно больших размерах, но только тем, кто реально в этом нуждается. И чтобы не повторить, как вы сказали, накладок, мы проводим эксперименты в регионах. В частности, реформа ЖКХ сейчас опробуется в 18 субъектах: государство выделяет субсидии на оплату жилья в зависимости от того, какую часть своих доходов тратят на это люди. Но любые дальнейшие преобразования будут успешными, если одновременно будут повышаться пенсии и заработная плата, а это возможно только за счет роста производства и экономики в целом. (О том, что происходит со льготами, читайте в статье "Деньги добавили, льготы вернули. Но недовольных по-прежнемк много" - Ред.)

Стукнуть кулаком!

- КОГДА речь заходит о том, чтобы заставить каждого платить, то складывается впечатление, что власть - за рыночную экономику. Однако вспомним главную интригу прошлого года: частная компания "Юганскнефтегаз" перешла в руки фактически госкомпании. Это шаг к национализации или, по крайней мере, к госмонополии. Не говорит ли это о том, что ключевые отрасли государство собирается забрать себе?

- Ни в коем случае. По нашим планам к 2007 году в федеральной собственности останется только имущество, запрещенное к приватизации, стратегические предприятия и АО, выпускающие продукцию стратегического назначения для обеспечения национальной безопасности.

Уже одобрены реформы энергетики и железнодорожного транспорта. Цель у них - как раз уход от монополизма. Мы за то, чтобы было много частных конкурирующих между собой компаний. Другое дело, что в собственности государства должны оставаться трубопроводы, газопроводы, сама железная дорога, электропередающие сети. Мировая практика показала, что приватизация этой инфраструктуры ни к чему хорошему не приводила. Она должна оставаться в руках государства, но все участники рынка должны иметь к ней равный доступ.

- Недавно в Россию приезжал президент Казахстана Н. Назарбаев. Он рассказал, что у них тоже есть "стабилизационный фонд", только власть не держит его "на черный день", а инвестирует. В частности, в жилищное строительство. Почему же мы храним фонд "под подушкой"?

- Во многих странах мира есть стабилизационные фонды - это не наше изобретение. И давно известно, как их нужно использовать. Мы создали стабфонд как запас надежности нашей экономики, гарантию того, что не будет новых дефолтов и финансовых кризисов. Если мы сейчас его израсходуем на зарплаты, пенсии, а цены на нефть в мире упадут, это может привести к кризису, подобному тому, что случился в 1998 году. По закону у нас определен "неприкосновенный запас" - 500 млрд. руб. Свыше этого можно тратить на различные проекты, которые дадут серьезный экономический эффект в будущем. Конкретные предложения сейчас готовятся.

- Действия власти противоречивы. С одной стороны, в стране создается жесткая централизация. С другой - у правительства не хватает сил удержать стремительный рост цен. Почему бы не стукнуть кулаком по столу и не потребовать от монополистов снизить цены?

- Сейчас инфляция в России выше 10%, и это очень плохо. Снижение темпов роста цен - одна из главных задач правительства. Но в условиях рыночной экономики цены нельзя зафиксировать указом сверху - всех не попросишь, на каждого кулаком не настучишься. Государство может регулировать тарифы естественных монополий на газ, электроэнергию, железнодорожный транспорт. А там, где речь идет о хлебе, мясе, бензине, нужно действовать другими методами. Сейчас мы принимаем поправки к закону "О конкуренции...". Они позволяют сурово наказывать за ценовой сговор монополистов, искусственно "задирающих" вверх цены.

- Мы долгое время искали национальную идею, но, похоже, так ее и не нашли. Раньше призывали к строительству светлого будущего, а теперь к удвоению ВВП. Может быть, вы сможете сформулировать национальную экономическую идею?

- Главная цель - улучшение качества жизни, сокращение бедности, повышение доходов населения. А рост ВВП - всего лишь инструмент. Кстати, темпы роста у нас довольно высокие. Правда, пока в основном за счет продажи сырья за рубеж. Наша задача - сделать так, чтобы экономический рост достигался за счет других источников, стал устойчивым, не зависящим от колебаний цен на сырье. Например, высоких технологий. Наше авиастроение, энергетика, информационные технологии могут вполне составить конкуренцию на мировых рынках.

Смотрите также: