Деньги добавили, льготы вернули. Но недовольных по-прежнему много

   
   

В ВЫХОДНЫЕ представители регионов прибыли в Москву, чтобы договориться с правительством о цене проездных билетов для льготников. С 1 февраля их продажа начнется по всей России. Цена должна быть такой, чтобы компенсации, которую люди получают вместо льгот, было достаточно для их приобретения. Кроме того, с 1 марта базовая пенсия повышается до 900 руб. Это даст прибавку минимум в 240 руб., максимум в 800 руб. Означает ли это, что монетизация потихоньку выкарабкивается из кризиса? Этот вопрос мы задали министру здравоохранения и социального развития Михаилу ЗУРАБОВУ.

- МИХАИЛ Юрьевич, можете, положа руку на сердце, сказать, что реформа была хорошо продумана? Про 10 млн. пенсионеров вообще забыли. Их лишили льгот на проезд без каких бы то ни было компенсаций.

- Пенсионеры - особый случай. Они пользовались бесплатным проездом, но ни по одному федеральному закону права на это не имели. В свое время губернаторы напринимали местных решений: предоставили пенсионерам бесплатный проезд. Понять их можно: тогда шли задержки пенсий, огромная инфляция. Но они же об этих решениях никому не объявили! В конце прошлого года шли непрерывные совещания. Но ни разу никто не сказал о проблеме, которая называется "пенсионеры". Теперь они с этим столкнулись и спрашивают нас: "Что делать?" А где вы раньше были?

Мы прописали в законе о монетизации четко: из-за отмены льгот материальное положение людей ни в коем случае не должно ухудшиться. Теперь говорим губернаторам: "Выдайте людям компенсацию!" Они отвечают: "У нас денег нет".

Регионы хитрят

- ВЫ утверждаете, что плата за проезд так высока именно потому, что огромное количество людей имело право не платить за билет. Ведь если половина города ездит бесплатно, со второй половины надо собрать вдвое больше.

- Я убежден, что сегодня все регионы хитрят: реальные расходы одни, а билеты они продают совсем по другой цене. Мы на днях встречались с руководителями Ленинградской области. Я спросил, сколько, по их мнению, должен стоить единый проездной, чтобы можно было обеспечить проезд всем льготникам. Мне ответили: "100 рублей". Понимаете? А ведь на практике обыкновенный проездной стоит не менее 250 рублей, а то и все 600. Льготный - 170. И главное, несмотря ни на что, средств им постоянно не хватает. В автобусах, в метро ездить опасно! На ремонт денег нет, не говоря уже о закупке нового оборудования.

Надо разобраться, откуда берутся эти безумные тарифы. Чтобы прийти к нормальной цене, надо просто начать всем платить за билет. Пусть регионы назначат плату за проезд для льготников, какую посчитают нужной, - 100, 150, 200 руб. в месяц. Но они должны понимать, что компенсации на это придется выплатить из собственного бюджета. Это должно заставить губернаторов задуматься. Кстати, есть регионы, где стоимость проезда уже снизилась только потому, что люди начали платить.

- Это напоминает поговорку "Гладко было на бумаге, да забыли про овраги". Неужели вы и правда никогда не слышали о том, что пенсионеры пользуются льготами на проезд? Какие меры сейчас необходимо принять, чтобы снять напряженность?

- Я бы сделал так. Если у регионов нет средств, чтобы выплачивать компенсации пенсионерам, они должны на ближайший год сохранить бесплатный проезд (причем и для своих льготников, и для федеральных). Если региональные власти принимают решение установить стоимость льготного проездного, скажем, 150 руб., значит, они должны выплатить своему региональному пенсионеру компенсацию - не менее 150 руб.

- А как быть с остальными региональными льготниками - ветеранами труда, тружениками тыла и т. д.? Ведь в состав выплаты входит компенсация не только за транспорт, но и за остальные утраченные льготы, например за зубопротезирование, оплату телефона. Если ветеран труда получает 200 руб., 150 руб. отдает за проездной, на все остальное у него остается полтинник. А во многих регионах услуги связи с нового года подорожали, кое-где даже на 60%.

- Правильно, регионы должны с учетом стоимости проездного билета несколько повысить компенсации. Что касается федеральных льготников (которые получают компенсации из госбюджета), мы им адресно поможем. Не всем, а только тем, у кого выплата окажется меньше стоимости проездного (по нашим расчетам, таких людей около 16 тыс. человек).

- Но ведь региональные бюджеты действительно нищие. И во многих случаях это стало для них непосильной нагрузкой.

- У регионов нет денег? Как бы это выразиться поаккуратнее. Вот вы допускаете, что не всё, на что тратят деньги региональные власти, - это предельно эффективные расходы?

Одно из достижений реформы по монетизации льгот: губернаторы впервые осознали, что их главная задача - выполнить обязательства перед населением. До сих пор они больше думали о собственном бизнесе: занимались инвестициями, строили дороги, тратили на это какие-то совершенно астрономические суммы и т. д. Они могли бы максимально сократить свои расходы, но вместо этого повысили тарифы (квартплату, плату за проезд), чтобы собрать дополнительные деньги. Дальше поделили эти деньги между льготниками, выдав каждому по 200-300 рублей, и отчитались: "Мы все выполнили".

- Насколько мне известно, проблемы есть не только с транспортом. Не хватает льготных лекарств. Из многих регионов сообщают, что они обеспечены ими максимум на 38%.

- Мы поставили лекарств в регионы уже на 2 млрд. рублей. Губернаторы признают, что раньше получали в 10 раз меньше. Проблема еще и в том, что выписывают лекарства не очень активно - врачи привыкли к тому, что их обычно нет в продаже. А ведь у лекарств есть срок годности!

Я ответственно заявляю: вся конструкция (то, что касается обеспечения льготными лекарствами, санаторно-курортными путевками, проездом на железнодорожном транспорте, выплаты компенсаций федеральным льготникам) заработала. Одна проблема - городской транспорт. Но я уверен, что эту пробку нам удастся вытянуть.

Вопрос принципа