После цунами Европа обледенеет

   
   

КОГДА в октябре прошлого года Японию начало регулярно "пошатывать", ученые предположили, что эти толчки - предвестники куда более сильного катаклизма. Так оно и вышло. Землетрясение силой в 9 баллов в Индийском океане стало одним из крупнейших за всю историю наблюдений. На минувшей неделе трясло и в странах Средиземноморья - Египте, Турции...

"Физическая взрывчатка"

СТРАННАЯ вещь: за окном ХХI век, наука имеет в своем распоряжении сверхчувствительные приборы, а давать достоверный прогноз землетрясений мы не умеем. Почему? "Да потому, что геофизика не имеет представления о реальных опасностях, которые таит в себе планета! - уверен кандидат геолого-минералогических наук Игорь Яницкий,возглавляющий Центр инструментальных наблюдений за окружающей средой и прогноза геофизических процессов. - Пора пересмотреть все науки о Земле. Ведь наша планета - это предельно насыщенная энергосистема, у нее интеллект не меньше, чем у человека".

В научной среде Яницкий известен как ученый-подвижник. С его теорией знакомы в Академии наук и даже не спорят с ней по существу. Но признать ее правоту, понятное дело, не могут.

В его кабинете среди множества книг, карт и схем лежат камни. Большие камни на большом столе. Ученый берет два из них и приближает друг к другу: "Вот какой видит нашу Землю современная наука. Безответная каменная твердь... Еще в середине ХХ века научное общество вынесло вердикт: мол, с Землей все ясно, все процессы изучены и носят чисто механический характер. В десятках лабораторий мира на гидравлических прессах были раздавлены тысячи образцов пород, изъятых из карьеров и скважин с небольшой глубины. Но ведь эти образцы абсолютно не соответствуют их глубинным аналогам! С увеличением глубины на несколько километров породы становятся более энергонасыщенными и нестабильными. Мы называем такое состояние "взрывчаткой второго рода" (в отличие от химической), или "физической взрывчаткой".

Как утверждает Яницкий, прислушиваться к акустическим шумам (треску) в глубине и фиксировать колебания, чтобы предсказать землетрясение, - тупиковый путь. То есть этого мало. Нужны обширные исследования по нескольким показателям: изменения атмосферного давления, колебания гравитационного поля, а главное - так называемое "газовое дыхание" Земли, изучать которое призывал Владимир Вернадский еще в начале ХХ века. А из всех газов, которыми "дышит" Земля, наибольшего внимания заслуживает гелий. Выяснилось, что аномальные (повышенные) концентрации гелия связаны с глубинными тектоническими разломами. Более того, наблюдения показали: гелий служит индикатором разного типа аварий.

"В 80-е годы нами было изучено 20 техногенных катастроф, и все они имели геофизическую первопричину, - вспоминает Игорь Яницкий. - Так называемый человеческий фактор (оператор заснул, пилот на секунду отвлекся) тоже зачастую вызван колебаниями геопараметров. Скажем, перепадами силы тяжести".

Гигантский мотор