С. Лукьяненко - дозорный по стране

   
   

ПИСАТЕЛЬ Сергей ЛУКЬЯНЕНКО у поклонников отечественной фантастики всегда пользовался любовью. А после того как по его роману "Ночной дозор" был снят одноименный блокбастер, книги Лукьяненко тут же заняли первые строчки в рейтингах продаж. Опасаясь прославиться как "автор одного романа", Лукьяненко поначалу заявил, что больше про Дозоры писать не будет. Однако писатель признался "АиФ", что, скорее всего, напишет еще один роман из этого популярного цикла.

Чтение - это труд

- Я СПРАШИВАЛА у многих писателей - Бакланова, Искандера и др., - как им сейчас работается. В ответ слышала: "Нынешнее время к литературному творчеству не располагает". А вы с завидной регулярностью выпускаете новые романы. Вам издательство выдвинуло такие кабальные условия?

- У меня нет никакого договора с издательством - ни кабального, ни льготного! Да и материальных проблем, которые заставляли бы меня быстро-быстро выдавать очередной роман, тоже нет. Хотя бы по той причине, что весь цикл о Дозорах сейчас издается в Америке, Англии, Германии.

- Значит, вы стали первым писателем, который может выжить на гонорары. Ведь большинство "тружеников пера" в один голос заявляют, что писательство - занятие неприбыльное.

- Лукавят. На гонорары сегодня могут выживать до десяти авторов, которые занимают первые строчки в "табели о рангах" фантастов, столько же или чуть больше - в детективе и в женском романе. Конечно, "жить на гонорары" - вовсе не означает, что у тебя будет "Бентли" и дача на Рублевке. Но нормально существовать вполне возможно.

- Люди серьезные очень негативно относятся к тому количеству литературного ширпотреба, который сегодня заполонил прилавок, - детективы, женские романы... Именно "благодаря" им к литературе вообще у нас стали относиться не как к серьезной вещи, а как к чему-то легковесному. А ведь в России поэт всегда был больше, чем поэт.

- Массовый вкус всегда требовал литературы, качественно написанной, но не слишком притязательной. Она не нагружает читателя серьезными проблемами, а просто дает красивую картинку, затейливый сюжет и отдохновение души. Американский писатель-фантаст Теодор Старджон в свое время сказал: "90% любого явления - это дерьмо". Примерно такая пропорция сохраняется всюду - и в фантастике, и в детективах, и в литературе в целом.

В конце концов, чтение хорошей литературы - это труд, требующий определенного культурного базиса. Подразумевается, что до этого ты прочел не одну сотню книг. Иначе ты не поймешь тех образов, метафор, намеков, которые делает автор. Так что, если у нас подростки не прочитают сто фантастических книг, сто книг приключенческих, а девочки не перечтут еще и пятьдесят женских романов, они просто не смогут подступиться к более серьезной литературе.

- Получается, что все это - так называемое популярное чтиво...

- ...своеобразная питательная масса. Гумус, если угодно. Киевская писательница-фантаст Людмила Казинец в свое время говорила: "Чтобы были киты, должен иметься планктон". Любая литература, пусть даже самая простецкая, выполняет функцию планктона, которым читатель насыщается и постепенно эволюционирует в своих литературных пристрастиях. Конечно, кто-то может и не пойти дальше этих романов. Но мне кажется, что пусть уж человек читает хотя бы легкую литературу. Это лучше, чем пить водку на кухне, одним глазом поглядывая в телевизор.

- В романах о Дозорах фигурирует и наш еженедельник. Почему вы решили сделать "АиФ" одним из действующих лиц?

- Во-первых, я читаю "АиФ" лет с 12. А во-вторых, нужно учитывать популярность "Аргументов". Мне кажется, "Аргументы и факты" - одна из первых ассоциаций, которая приходит в голову при слове "газета".

Грабли несвободы