ПРЕДВЫБОРНЫЕ разборки-99 показали нам по-новому не только журналистов, но и политиков. Как они "держат удар", чем отвечают на разоблачения или же на провокации.
О психологической устойчивости сильных мира сего беседа с саратовским губернатором Дмитрием АЯЦКОВЫМ.
- Дмитрий Федорович, удастся ли кандидатам в депутаты сохранить свой политический авторитет или люди поверят "негативу"?
- Конечно, какой бы "ящик" ни вещал - он, безусловно, влияет на человека. Но самая главная информационная служба в России - это народная молва. Взять Лужкова. Да, ему сегодня наносят сокрушительные удары. Но тем не менее его рейтинг в народе довольно высок. Безусловно, очень неприятно лицезреть себя на экране в виде голого короля. Особенно это тяжело человеку, который долгое время был вне критики. Поэтому я всем рекомендую: как только захотел быть политиком, сразу "вызывай огонь на себя", чтобы у тебя кожа была дубовая, чтобы глаз не стал дергаться, чтобы не парализовало.
- На парализацию, по крайней мере политическую, все и рассчитано.
- Чтобы этого не случилось, нужно, во-первых, меньше давать повода. Во-вторых, нужно уважать прессу, не делить ее на "свою" и "чужую". Ведь как Лужков раньше триумфально шел! За каждый "чих" судился. И журналисты вели себя так: а, ладно, с Лужковым без толку связываться. Сейчас с ним во многом борются его же методами, но только более крутыми.
Когда человек не готов к этому, не имеет иммунитета, то обида, душевная боль могут сковать волю. И дай Бог, чтобы Лужков, да и другие политики все это выдержали.
Во всяком случае, это будет хорошей психологической тренировкой, закалкой. Человек в принципе рождается очень смелым и сильным. А потом ему начинают грозить пальчиком и у него зарождается чувство страха.
- Вы себя, наверное, тренируете в этом плане?
- Сама жизнь дает массу таких случаев, когда нужно перешагивать через свой страх. Как-то во время выборов, в 3 часа ночи, мне позвонили в дверь, и мужской голос сказал: "Открывай! Что ты, в штаны наложил?". Я спрашиваю: "Кто?" Он: "Шварценеггер, выходи, будем кости считать". Меня это завело. Я открыл дверь и с ходу ему как врезал... Он сразу до лифта и улетел.
- Ну а сейчас-то у вас какие страхи? Охранники с вами... Вы защищены больше, чем простой человек.
- Любой человек беззащитен. С сегодняшней техникой "убрать" могут каждого. Но я верю в удачу. Вот смотрите, на "Титанике" 99% отдыхающих были здоровыми. То есть смерть им от болезней не грозила. И в одночасье все благополучие рухнуло. Или трагедия Чернобыля.
У каждого - своя звезда. Отмерено ему определенный участок времени пройти - он пройдет его. Посмотрите, сколько раз Ельцина хоронили. А он, как Феникс из пепла, восстает и начинает направо-налево, как говорит Путин, "мочить". Это уникальный человек. Во всяком случае, второго Ельцина в России я не видел. Я так говорю не потому, что был в "преемниках". Нет! Он мне абсолютно ничего не сделал, кроме как подписал указ о моем назначении. Ни денег не дал, ни привилегий. Он мне просто дал возможность работать.
- Дмитрий Федорович, иммунитет руководителю, политику нужен не только против страха, но и лести.
- Даю рецепт. Рядом должна быть очень сильная команда. Чтобы она не пристраивалась, извините, к заднице. Ты растешь - команда растет. Но ты должен быть "на пол-уха" впереди во всех абсолютно вопросах.
Вообще надо всегда понимать, что ты - часть общества, а не элита. И что ты завтра окажешься в той толпе, на которую сегодня смотришь свысока. А если ты только привык к хорошему, как тепличное растение, завтра тебя та среда не примет.
Вот пример, так сказать, от противного. Когда подбираем бомжей, мы их не унижаем, не бьем. Мы их стрижем, бреем, переодеваем, обильно поливаем одеколоном и выпускаем. И его среда уже не берет, выталкивает, от него не так пахнет, он не так одет.
- Но вы же не семи пядей во лбу. Откуда вы узнаете правду о себе?
- Мне не зазорно говорить с тем же бомжом, с милиционером или со старушкой. Я не собираюсь иметь ручную прессу. А если честно, то нужно четко понимать, что человек хуже всего знает сам себя. И потому надо ориентироваться на природу. Смотрите, как ведет себя паучок в своей паутине: сидит и смотрит. Прилетела муха-стерва - он ее тут же "схавал". У каждого политика должна быть своя паутина: информационная, экономическая, защитная. Если только она будет плохая, редкая, то обязательно будет прокол.
Мы сегодня по всей области развесили ящики с надписью "Письмо губернатору". Любой гражданин может мне написать письмо. И если в письме есть телефон, то я звоню этому человеку...
- Дмитрий Федорович, вы выделяетесь нестандартностью, экстравагантностью. Делаете это специально, чтобы привлечь к себе внимание?
- Я родился такой, со всеми своими прибабахами, прибамбасами... Но за каждым моим "выкидоном" стоит реальная проблема. Мы в Саратове заговорили о публичных домах. Скандал? "Клубничка"? А ведь проблема проституции очень остра. Мы начали об этом много говорить, и мамы уже стали задумываться: а где их дочери пропадают? Откуда у них появились новые колготки?
А еще стали употреблять власть. Говорим девушкам определенного поведения: "Подпиши справку, что ты здорова". А если оказывается больной, мы напечатаем ее фотографию в газетах. И пусть судится со мной.
Или что, я не прав, когда пересадил начальников на велосипеды? Пусть почувствуют своей задницей ухабы, посмотрят на народ не из окна автомобиля. А теперь представьте себе всех чиновников Государственной Думы на велосипедах... В каждой шутке есть и голая правда.
Судите сами. Меня много раз упрекали в том, что я в угоду президенту выпустил закон о земле. Говорили: как это так, торговать нашей матерью-землей? Я отвечал: а как можно торговать нашим батюшкой-хлебом? Он же продукт той самой земли! Считаю, надо отстаивать свою точку зрения не в угоду каким-то политическим амбициям или кампаниям. Ну и свое имя нужно завоевывать на этом. Сегодня под мою фамилию Саратову дают инвестиции. Зачастую бывает так: я пожал руку - и все. Мы не оформляем никаких документов. И это самое главное - когда тебе верят.
Смотрите также:
- АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ. Александр Невзоров, друг коммунистов →
- Страшные игры - страшные последствия →
- Не слишком ли Вы упрямы? (тест) →