Ольга Свиблова: "Стараюсь разглядеть Божий дар"

   
   

Ольга СВИБЛОВА - режиссер, психолог и директор Московского дома фотографии. Хрупкая элегантная женщина привлекает окружающих фонтаном энергии и доброжелательностью. Целеустремленность позволяет ей постигать множество смыслов, а очарование - покорять людей.

- Фотография - один из полузабытых видов искусства, которому вы вновь вернули внимание людей. Вы согласны с тем, что "новое - это хорошо забытое старое"?

- Прошлое мгновение вернуть нельзя, и как бы мы ни реконструировали ушедшую эпоху, это всегда будет наша реконструкция из сегодня. Я люблю историю, но обращаюсь с ней очень вольно. Отношение к истории как к чему-то объективному - иллюзия и заблуждение. Поэт Парщиков написал в своей поэме "Полтавская битва": "Историю напишет тот, кто родится последним". Я очень люблю эту фразу и считаю, что реальность всегда права, даже если она расходится с намеченными планами. Я - реалист. Но, наверное, не случайно хорошие фотографы - долгожители. Объектив позволяет отодвинуться от мира, отнестись к жизни более философски: ты ее понимаешь, и ты ее прощаешь. Иметь дистанцию - это очень полезно.

- Существует теория развития общества по спирали. На развитие искусства эта теория распространяется?

- Конечно. Есть циклы, при которых человечество возвращается к уже существовавшим художественным формам и социальным установкам. На каждом новом витке спирали содержание трансформируется. Так бывает, когда роешься в своем шкафу, достаешь старые вещи и вдруг понимаешь, что они актуальны. В конце ХХ века мы обращаемся к идеям и художественным формам, что были в конце ХIХ века, но все же это другой этап их развития. "Нельзя дважды вступить в одну реку", но опыт переправы на Волге помогает переправиться и через Оку. Без опыта и знания истории практически невозможно работать в настоящем и тем более заглядывать в будущее.

- Имея за плечами математику, психологию и кино, видите ли вы вероятность вашего "переключения" с фотографии на что-либо другое?

- Не знаю, как сложится завтра жизнь, но я всегда готова заняться чем-то другим. Любая новая деятельность использует опыт всех предыдущих занятий. Я человек экстравертный, и для меня важно стремиться к пониманию чего-либо в жизни только в том случае, если я могу этим поделиться.

До тех пор, пока ты не входишь во взрослую социальную жизнь, у тебя есть разные психологические позиции, которые занимаются независимо от возраста, - можно быть ребенком, взрослым, родителем... Нам жизнь дала возможность быть детьми так долго. Думаю, что это не так плохо. Сейчас, с взрослой точки зрения, я понимаю, как сделать карьеру, но мне этого никогда не хотелось. Все получалось само собой. Карьера была и остается для меня отрицательной ценностью. Если другие делают что-то отлично, мне никогда не хочется заняться тем же самым. Действовать я начинаю, когда вижу, что есть какая-то дыра, пробел... Если вижу грязную посуду, у меня срабатывает рефлекс ее вымыть.

Фрейд был не прав

- Творческий человек редко может организовать не только большое предприятие, но порой и самого себя. Через что необходимо себя стимулировать, чтобы двигаться вперед?

- Думаю, что нормального живого человека стимулирует к жизни естественный интерес, инстинкт что-то создать, реализовать себя. При рождении в каждом из нас заложен потенциал сотворчества: если Господь сотворил мир, то мы созданы для того, чтобы участвовать в этом сотворчестве. Дальше стоит вопрос - похоронил ты этот потенциал или раскрыл. Если тебе дан дар, то с ним надо обращаться бережно. Человеку нравится, когда он видит плоды своей деятельности. Это же нормально? Я не согласна с Фрейдом, что основные базисные потребности человека - любовь и страсть к смерти. Я уверена, что страсть к творчеству существует в самом широком понимании - построить дом, чисто вымести улицу, написать прекрасную симфонию... Важно, чтобы от нас что-то оставалось. Это базисный инстинкт человеческого существования.

- Мир, окружающий нас, противоречив, а человек - это сгусток противоречий. Как вы думаете, искусство помогает человеку разобраться в самом себе или запутывает еще больше?

- Никакая разумная попытка постичь противоречия мира и человеческую природу не может быть исчерпывающей, несмотря на то, что есть философия, создающая философские модели мира, и психология, изучающая закономерности функционирования человека. Это никогда и никак не откроет нам путь к познанию того, как что-то спутано в конкретном человеке, не откроет всех нюансов, из которых состоит человеческая индивидуальность. Когда мы пытаемся в этом разобраться, нами движет не только логика, но и эмоциональный порыв. Высокое, хорошее искусство дает человеку катарсис, описанный впервые Аристотелем. Мы можем называть это таким страшным словом, а можем просто плакать чистыми слезами на случайной мелодраме. Если в этот момент у нас возникает чувство освобождения и готовность что-то делать, значит, искусство нам помогло. В этом - важнейший смысл искусства. Оно дает нам снова силы жить и, таким образом, снимает противоречия. Жизнь не бывает без проблем, но есть вещи, которые можно решить рационально, а есть проблемы, с которыми просто надо жить.

- Смириться?

- Нет, катарсис - это никогда не смирение, это то, что нас приподнимает. Мы устаем и становимся тяжелыми. Тяжесть, связанная с депрессией, с ощущением того, что проблемы безнадежны и неразрешимы. Жизнь - это постановка новых проблем, и ты обязательно в какой-то момент в них заблудишься. Но это совсем не страшно, потом что-то даст тебе силы и их преодолеть. Эти силы дает не только искусство, но и встреча со случайным человеком или другом, природа, самые неожиданные ситуации.

Наплевать на то, что "все говорят"

- Вы поддаетесь влиянию других людей или ваша независимость принципиальна?

- Я человек диалогичный, мне необходимо обсуждать любое свое действие. Могу задать вопрос: "Ну как?" кому угодно и всегда выслушать мнение. Сначала хочу проверить свое ощущение, насколько оно соответствует ощущению других людей, а потом принимаю решение. У меня есть система приоритетов и задач, которые надо решить в определенную минуту. Поэтому, конечно, я буду достаточно зависима от того, что говорят и делают люди, втянутые в орбиту данной проблемы. Но такого понятия, как "все говорят", для меня не существует, мне абсолютно наплевать на то, что "все говорят". Мнение же конкретного живого человека может меня интересовать. С ним я веду диалог. Я никогда не веду диалог с общественным мнением, но стараюсь понимать ситуацию в целом.

- Как вы реагируете на резкое неприятие вашей деятельности кем-либо другим?

- Если мнение человека аргументированно, то стараюсь проанализировать причину своей неудачи. Если же понимаю, что критика имеет чисто эмоциональную природу и происходит скорее всего из личных комплексов, то начинаю думать - а почему эти комплексы есть: а) он не реализовал свою возможность что-то сделать, но ему очень хочется; б) простая человеческая зависть; в) агрессия ко всему, что успешно, и т. д. В любом случае стараюсь понять...

Счастье - не грызть себя ночами

- Счастье в личной жизни, талант и возможность самореализоваться - это гармония?

- Гармония - это такая же общая категория, как счастье. Здорово, когда в жизни все получается естественно, ты ведешь себя более или менее честно и слушаешь прежде всего свой внутренний голос, который не всегда нам слышен. Лучше вести себя так, чтобы потом не было противно за самого себя. Если есть основания относиться к себе не очень плохо и не грызть себя ночами, то это и есть счастье.

- Ольга, мне бы хотелось задать вам, может быть, странный вопрос: что вы больше любите - людей или искусство?

- Я люблю искусство больше, чем людей, если так можно сказать. Но для меня чрезвычайно важно находиться среди людей. Одиночество мне нужно дозированными порциями. Мои творческие идеи - отклик на взаимоотношения с людьми и социальными ситуациями. Если бы меня посадили на необитаемый остров, я бы там ничего не выдумала. С другой стороны, как занятый человек я не люблю общение без дела. У меня нет друзей, с которыми можно часами по телефону говорить о том, как день прожит. В этом смысле мне люди скучны и исчерпаемы. В общении же с художниками для меня главное - произведение искусства. Художники - это сложные люди: они такие же, как все, но есть еще и Божий дар. Они дарят тот самый катарсис, ту самую энергию, позволяющую забыть бытовые проблемы. В тот момент не важен лично создатель, важно то содержание, та концентрация духа, которые заключены в произведение. Я всегда стараюсь разглядеть эту высокую часть - Божий дар, а все остальное "опустить", потому что все остальное мы и так знаем по жизни.

Смотрите также: