Что ждет "вертикаль" власти?

   
   

К НАЧАЛУ 2005 года федеральная власть в Российской Федерации приобретает все внешние признаки вертикали. Это в первую очередь переход к утверждению предложенных президентом руководителей всех регионов. И второе - формирование Госдумы только по партийным спискам, с высоким порогом в 7% и другими жесткими требованиями к партиям.

ПОСКОЛЬКУ это уже свершившийся факт, то остается лишь пожелать президенту, чтобы его усилия пошли стране на пользу. Можно прислушаться и к нескольким советам специалистов.

Первый. Назначаемым губернаторам нужно подчинить все федеральные органы власти на местах. Включая "силовиков". Такая практика - "двойного подчинения" - уже практиковалась и неплохо себя зарекомендовала. При ее отсутствии "вертикаль" в регионах будет рыхлой, малоэффективной и безответственной.

Второй. Нужно восстановить "дележ" получаемых в регионах налоговых поступлений в соотношении 50:50. Половину отдавать Центру, половину оставлять на местах. Сегодня в Москву уходит 64%. Если вернуться к равным долям, у губернаторов появится мощный стимул наращивать прибыль. А президент станет для них истинным, а не "записным" авторитетом.

Кстати, как минимум для трех субъектов Федерации реформа власти нужна как воздух. Это Дагестан и Чечня, где "всенародные" выборы всегда создают почву для массового недовольства. Третий "субъект" - Калининградская область. Сегодня там уже поговаривают о создании Балтийской республики, а то и о возврате к статусу Восточной Пруссии. Лидеры под эти лозунги найдутся всегда. Так что с назначенным губернатором будет всем спокойнее.

Правительство

ТО, ЧТО в нем "не все слава Богу", известно всем. Оно похоже на Тянитолкая с двумя головами. И если верить слухам, изменения грядут. Во всяком случае, Г. Греф, как говорят, устал и может скоро покинуть созданного им монстра - Минэкономразвития. Подковерная борьба за это ведомство, где собрано все самое лакомое, разворачивается нешуточная. Судите сами - там прописана и таможня, и квотирование, и федеральные программы, и Росимущество. Правда, гиганта могут и разделить, чтобы удовлетворить сразу несколько претендентов. Говорят, очень хотел бы занять это место бывший премьер С. Кириенко.

НО УЙДЕТ Г. Греф или нет, свое дело он сделал. Им реализован практически на 100% либеральный постулат о минимальной роли государства в экономической жизни страны. За 9 месяцев существования правительства М. Фрадкова министерства и ведомства почти не работают. В них до сих пор действуют члены ликвидационных комиссий, упраздняющих старые министерства. И при этом ведь экономическая жизнь не остановилась!

Кстати, печальную судьбу правительства М. Фрадкова первым почувствовал Ю. Лужков. Он начал публично разносить его экономическую политику в пух и прах. Особенно досталось "замороженным" в стабилизационном фонде миллиардам. Они тают от инфляции, хотя могли бы эффективно работать, например, в жилищном, дорожном строительстве, гражданской авиации...

Так что жить правительству в нынешнем составе максимум до марта - апреля. Т. е. до ежегодного послания президента. Среди многих кандидатур на пост премьер-министра по-прежнему выделяется министр обороны С. Иванов. Можно предположить, что количество вице-премьеров при нем заметно возрастет. Один-единственный А. Жуков со своей миссией едва справляется.

Госдума

ПОКА нет ясности, кто, кроме "Единой России", может достойно представлять избирателей в парламенте. Но работа идет. Скоро, похоже, будет объявлено о создании новой правой партии. Ее сформируют не на осколках СПС или "Яблока", а из знаковых фигур лидеров либерального толка. Среди них называют вице-премьера А. Жукова, экс-эспээсовца П. Крашенинникова и других.

Общественная палата

ЭТО параллельная "вертикаль" главной вертикали. Этакая интеллектуальная опричина на страх бюрократам и коррупционерам. Наряду с главной федеральной палатой ее аналоги будут сформированы и во всех регионах. Фактически идет возрождение народного контроля. Партийный контроль уже возродился - в ячейки "Единой России" по всей стране можно жаловаться на кого угодно. Воссоздание 5-го управления в ФСБ будет охранять конституционный порядок.

Главная опасность

ОНА, естественно, зарыта в экономических отношениях. В конце концов деньги стали для многих реальным стимулом. Осталось дать возможность людям их свободно зарабатывать и копить. А вот здесь мы стоим на пороге серьезной конфликтной ситуации внутри общества. Речь идет о формировании двух направлений в экономике.

Первое. Заметно активизировались рост и укрепление госмонополий. Пока - в сырьевом секторе. Создаются транснациональные компании, дающие 75% поступлений в бюджет.

Второе. Параллельно первому процессу г-да Зурабов, Кудрин, Греф вводят платное здравоохранение, образование, жилье... Готовится полная приватизация всех государственных предприятий. В том числе в "оборонке", в сфере транспорта, образования...

Первое направление предполагает, что гигантские госкомпании будут кормить бюджетников и пенсионеров. Второе - что все деньги у них отберут. Причем "рука берущая" будет работать все с большей скоростью, чем "рука дающая". Нищета и богатство станут еще более вопиющими. Это будет означать уже системный раскол общества. Минимальный ущерб - уход либеральной части правительства, максимальный - серьезные волнения среди населения. А может, отложить социальные эксперименты и разнести их по времени, не наслаивая друг на друга?

Смотрите также: