ВОТ строки из хроники 10 дней июня 1999 г. Перед посадкой пассажиров в поезде Москва - Анапа искали взрывчатку, о которой сообщил по телефону какой-то шутник. Под Вязьмой у поезда Брест - Москва сошли с рельсов 5 хвостовых вагонов. В каком из этих двух поездов хотели бы оказаться вы?
ВРОССИИ 8 тысяч поездов. Столько же, сколько самолетов и вертолетов. Но среднестатистический россиянин ездит поездом в 50 раз чаще, чем летает самолетом, потому что билеты на поезд дешевле, чем на самолет, в 3-4 раза. Правда, поезд медленнее самолета в 8-12 раз. Что за это время может случиться в пути?
Крушение
ЭТО самая маловероятная из всех чрезвычайных ситуаций, в которой вы можете оказаться. Поезда сходят с рельсов в 50 раз реже, чем с неба падают самолеты, и число погибших за последние 7 с половиной лет при крушениях поездов в 10 раз меньше, чем в авиационных катастрофах. Железнодорожный транспорт - самый безопасный после речного и морского. Только корабли идут ко дну реже, чем поезда под откос. К тому же, как сообщил замминистра МПС России Ю. Герасимов, одна четверть железных дорог России оснащена системой автоматического управления тормозами поезда (САУТ). Хитрый приборчик, который сработала наша "оборонка", включается, как только локомотивом перестает управлять машинист. Систему начали внедрять пять лет назад на двух направлениях: Москва - Екатеринбург - Владивосток и Москва - Воронеж - Новороссийск. За это время здесь не было ни одного случая проезда локомотивом запрещающего сигнала.
Авария на переезде
ОПАСНОСТЬ, что под колеса поезда вырулит какой-нибудь самосвал, автобус или "жигуленок", достаточно велика. Именно в таких авариях за последние 7 с половиной лет погибли под колесами поездов почти 1000 человек. Только в одном случае из 150, произошедших за 6 месяцев нынешнего года, виноваты железнодорожники. Скорый поезд Москва - Адлер столкнулся на переезде с "КрАЗом". К счастью, обошлось без жертв.
При столкновении страдают в первую очередь головные вагоны - на их разрушение уходит основная сила инерции. При сходе с рельсов устойчивей всех центральные вагоны. Они устоят, даже если отрываются и переворачиваются хвостовые. Из мест самое предпочтительное - на нижней полке, спиной по ходу движения. А лучшее купе в любом вагоне то, от которого мы всегда отказываемся, покупая билет, - ближе к входной двери вагона. Выбираться из аварийного вагона надо не мешкая. Особенно если поезд столкнулся с товарняком - может вспыхнуть пожар. Изнутри вагоны облицованы трудногорючими, но ядовитыми материалами. Даже одного глотка раскаленного воздуха достаточно, чтобы обжечь легкие и потерять сознание. Вас выручит влажное полотенце или носовой платок, прижатый ко рту.
Криминал
ДАЖЕ в самом лучшем купе на самом лучшем месте вы запросто можете "влипнуть" в историю. В поезде Москва - Санкт-Петербург обокрали даму, которая ехала одна в купе на нижней полке, положив вниз, в ящик для багажа, сумочку с деньгами и документами, ни разу за всю ночь не встав с постели. Сыщиков насторожила лишь одна деталь: у мадам был билет на верхнюю полку в другом купе, а нижнее место ей любезно предложил сам проводник. Присмотрелись - в соседнем купе под нижней полкой маленький люк ведет прямиком в тот самый ящик, из которого пропали деньги.
Каждый день в пассажирских поездах регистрируется около 40 преступлений. На каждые 100 из них приходится 20 краж, 6 грабежей и 2 разбоя. Реже всего случаются убийства, жестокие избиения, изнасилования - 1 случай из 100. И тем не менее - за минувший год в поездах совершено 16 убийств (для сравнения: за тот же период в авиационных катастрофах погибло 12 человек).
За два последних года в поездах, на железнодорожных перегонах и на вокзалах было совершено 6 терактов, и еще 3,5 тысячи взрывных устройств обнаружили и обезвредили в пригородных электропоездах на Западно-Сибирской и Горьковской железных дорогах, в зданиях вокзалов городов Москвы, Новотроицка, на станциях Мурманск, Великие Луки. Редкий день обходится без того, чтобы какой-нибудь "шутник" не сообщил о заложенной мине, как это было недавно с поездом Москва - Анапа. В 1998 г. на счету "телефонных террористов" было 350 звонков, а на счету пикетчиков - 3 тысячи задержанных поездов. В нынешнем году попытки "лечь на рельсы" пока успеха не имели. Так что в добрый путь!