Президент - великий комбинатор

   
   

СТРАПА самолета в аэропорту Кельна Борис Николаевич сходил тяжело и неуверенно. Окружение постаралось максимально облегчить программу его пребывания в Германии. Весь визит длился не более 8 часов. Но и этого времени ему хватило на то, чтоб заставить западных партнеров с собой считаться.

Чего стоит одно его "случайное" опоздание на заключительное заседание. Семь лидеров ведущих держав в течение 15 минут вынуждены были ждать одного Б. Ельцина. Даже президент США Б. Клинтон растерянно улыбался, когда все телекамеры резко развернулись в сторону входящего российского президента.

В кулуарах саммита кое-кто называл Ельцина "великим комбинатором", припоминая ему скандальную историю с захватом группой российских военных аэропорта в Приштине. Российские дипломаты не скрывали: если бы Россия не заставила НАТО торговаться по форме участия наших миротворцев в урегулировании югославского кризиса, нам вряд ли удалось бы избежать унизительной дискуссии лидеров мировых держав о положении российской экономики, которая была запланирована в Кельне. Да и сама "восьмерка" с легкостью могла бы превратиться в "семерку".

Насладившись вниманием к собственной персоне, Б. Ельцин торжествовал. Говорят, в Москву он возвращался в чрезвычайно приподнятом настроении. Якобы уже в самолете устроил настоящий разнос своим врачам за то, что те пытались отговорить его от этой поездки. Но, уже прилетев в Москву, опять почувствовал себя усталым и разбитым.

Видимо, на этой неделе президент отправится в отпуск. Резиденция "Шуйская Чупа" в Карелии уже подготовлена к его приезду. Впрочем, врачи опять сомневаются - стоит ли ему туда лететь. Скорее всего отпуск президент проведет в Подмосковье.

Многие обратили внимание на то, что в Кельне с президентом не было П. Бородина. За все годы из состава зарубежной делегации его вычеркивали лишь однажды - перед поездкой Б. Ельцина в Париж в мае прошлого года. Тогда В. Юмашев пытался провести указ об увольнении управделами. Говорят, что в Германию П. Бородина не пустила Т. Дьяченко. Якобы после того, как одна из газет опубликовала номера его предполагаемых банковских счетов за рубежом, между Пал Палычем и Татьяной Борисовной состоялся некий нелицеприятный разговор. Таким образом П. Бородину дали понять, что он должен быть более осторожным.

ПЕРВЫЕ два дня на саммите в Кельне Россию представлял С. Степашин. Правда, Сергей Вадимович в роли первого лица государства поначалу выступал несколько скованно. А каждую встречу с журналистами почему-то заканчивал словами "ай эм сори" или "экскюз ми", что в переводе на родной русский означает "извините", "простите".

Однако к концу следующего дня в новой роли он выглядел уже более непринужденным. И даже, подобно Б. Ельцину в 1995 г. на саммите в Галифаксе, неожиданно для окружающих отправился в пешеходную прогулку по центру города. Одна девушка подарила ему сдернутый прямо с шеи шелковый шарфик. А какой-то буддийский монах так долго бежал за Сергеем Вадимовичем, что тот остановился: "Дайте-ка я пожму ему руку". Обрадованный буддист тут же затянул горловую песню, сопровождая ее ударами в бубен. Но его сразу отсекла охрана.

Не исключено, что на саммит в Окинаву опять придется лететь Сергею Вадимовичу. Правда, для этого ему надо удержаться в руководящем кресле как минимум до июля следующего года. Впрочем, на встречу с лидерами в Японию может полететь и Ю. Лужков. Говорят, согласно одной из последних стратегических комбинаций Кремля, загнанному в угол Лужкову в конечном итоге может быть предложена роль союзника и даже преемника президента. Расчет делается на то, что привыкший к компромиссам с Кремлем московский мэр и на этот раз пойдет на попятную, замирившись с "семьей". Во всяком случае, как заметил один из кремлевских советников, "невозможных политических комбинаций просто не бывает".

Смотрите также: