Вторая ошибка - коммунисты не смогли превратить импичмент в динамичное пропагандистское шоу. Они до предела "засушили" и затянули процесс. Читать основной доклад поручили малоизвестному депутату с невнятной дикцией. Не обеспечили явку свидетелей обвинения - А. Руцкого, М. Горбачева и др. Решающее голосование назначили на субботу, когда многие депутаты под благовидным предлогом могли уехать из Москвы.
В этом процедурном "болоте" президентской стороне не составляло труда начать бурную контрпропагандистскую кампанию. В думских кабинетах развернулась мощная, не видимая миру работа. Одних депутатов просили, если уж очень хочется, поддержать импичмент - но по заведомо непроходным обвинениям. Другим рекомендовали вообще не являться на заседание или не голосовать. По слухам, просьбы подкреплялись вполне материальными аргументами - до 30 тыс. долларов.
На фоне активности Кремля штаб Г. Зюганова обнаружил полную интеллектуальную импотенцию. Ставка только на шумовые эффекты в лице преданных делу Ленина - Сталина митинговых старушек себя явно не оправдала. Стало очевидно, что у лидера КПРФ нет сильных аналитиков, "мозгового центра". Зато коммунисты то и дело вставляли палки в свои же колеса. Смешной эпизод: член счетной комиссии коммунист В. Шандыбин не давал проголосовать за импичмент Г. Явлинскому, потому что у него не оказалось при себе удостоверения. Тот начал возмущаться, мол, его "вся страна знает", но "доктор рабочих наук" заставил-таки лидера "Яблока" сходить за документом. Понимая, что импичмент ему нужен, как собаке пятая нога, Явлинский сквозь пальцы смотрел и на то, как его партийцы "валят" единственный проходной пункт по Чечне.
Настроения в Кремле
В ДЕНЬ решающего голосования по импичменту в Кремле царило олимпийское спокойствие. Волна нервозности спала здесь еще накануне - по самым пессимистичным прогнозам, импичмент набирал от силы 295 голосов. Как обычно в субботу, большинство сотрудников администрации пришли на работу не в строгих костюмах, а в джинсах и джемперах. После традиционного совещания у А. Волошина все разошлись по кабинетам заниматься привычной текучкой. Говорят, даже в кабинете главы администрации телевизор был настроен на футбольный матч "Спартак" - "Ротор".
Уверенности чиновникам придавали и телефонные сообщения от находившихся в Думе президентских лоббистов, известных своими налаженными связями с депутатами, - А. Суркова и С. Зверева. Видимо, сказалась индивидуальная работа с депутатами от "Яблока" и лично - с лидером ЛДПР.
Официальные итоги голосования были встречены радостными возгласами и традиционными мужскими жестами. Кое-кто даже пригубил шампанского. В кремлевских коридорах можно было встретить улыбающихся официантов с тележками.
В воскресном эфире "Итогов" Г. Зюганов появился в черном, словно похоронном костюме. И неспроста: провал импичмента можно считать самым крупным поражением коммунистов с 1996 г. Президент показал, что, несмотря на проблемы со здоровьем физическим, политически он по-прежнему здоровее оппозиции. Да и "домашнее политбюро" Бориса Николаевича посильнее. Молодое поколение семьи Ельцина - его дочери, зятья и внуки стали естественной поддержкой в его главном деле. Одному из наших собеседников Б. Н. как-то сказал, что основная цель его жизни - навсегда покончить с коммунизмом в России.
Правительство спокойствия
ТЕПЕРЬ президент получит удобное ему правительство. Не коммунистическое, но и не либеральное. При желании перед выборами он сможет повесить на него всех собак, сохранив нетронутым кадровый резерв реформаторов - А. Чубайса, Е. Гайдара, С. Кириенко, Б. Немцова, Б. Федорова, Я. Уринсона, А. Лифшица и т. д. Впрочем, последние теперь имеют возможность определять экономическую политику кабинета, оставаясь в тени.
Задача С. Степашина - удержать ситуацию в стране до выборов. Не разозлить народ непопулярными мерами, чтобы не подыграть коммунистам. Хотя, если говорить о сторонниках Геннадия Андреевича, им не позавидуешь. С одной стороны, воодушевленный победой президент вполне способен пойти дальше и либо запретить КПРФ (что пока ему все-таки невыгодно), либо отменить выборы по партийным спискам. Кстати, в Кремле сейчас всерьез размышляют над перспективой проведения выборов только по одномандатным округам. С другой стороны, даже если партийные списки останутся, после неудачи с импичментом компартия может потерять немало избирателей. Впрочем, эту яму она вырыла себе собственными руками.