Михаил Задорнов: "Российской душе всегда хочется чуда"

   
   

НА ДНЯХ в обстановке редкого единодушия Государственная Дума приняла главный финансовый документ страны - бюджет на 1999 год. Что принесет гражданам России очередной финансовый год, удастся ли взять под контроль денежные потоки, будут ли платить зарплату? На эти вопросы отвечает министр финансов России Михаил ЗАДОРНОВ.

- Михаил Михайлович, не утихают разговоры о том, что ваше ведомство коррумпировано, а министр финансов вот-вот покинет свой пост. Насколько это соответствует действительности?

- Я досужие слухи не комментирую. В последнее время количество всякого рода домыслов превысило всякие пределы. Бюджет принят. Значит, Государственная Дума поддерживает политику правительства. Даже поставлен своеобразный рекорд: уже в феврале мы имеем утвержденный план государства по доходам и расходам.

ВЕРНЕТ ЛИ ГОСУДАРСТВО ДОЛГИ ГРАЖДАНАМ?

- В основном мы говорим о наших долгах иностранцам. Но существует громадный внутренний долг, в том числе вкладчикам Сбербанка. Что бы вы могли сказать о перспективах его погашения?

- Это очень тяжелая проблема. Безусловно, обесценение вкладов надолго отбило у наших граждан всякое желание вкладывать деньги в банки и ценные бумаги. В то же время любой трезвомыслящий человек понимает, что индексировать обесцененные вклады в полном объеме невозможно. Разработана правительственная программа, согласно которой по 3 - 5 млрд. рублей в год из федерального бюджета идет на погашение долгов вкладчикам Сбербанка пожилого возраста. В 1992 году внутренний долг страны составлял всего 20% ВВП. Он резко вырос в течение последних трех лет. Главная тому причина - слишком большой долг государства по ГКО - ОФЗ. К началу 1998 года этих облигаций было выпущено на сумму 80 млрд. долларов по тогдашнему курсу.

ОТ ДОЛГОВ ПО ЗАРПЛАТЕ - К ВЛАСТИ КОММУНИСТОВ?

- Могут ли хронические невыплаты зарплат и пенсий привести к тому, что граждане на выборах проголосуют за коммунистов?

- Политику невозможно проводить с пустой казной. Если власть не в состоянии содержать армию, правоохранительные органы, науку, образование, здравоохранение, пенсионеров, то выполнение государственных функций прекращается, а само государство подменяется структурами откровенно криминальными. Люди эту опасность прекрасно видят. Правительство после реструктуризации внутреннего долга справится со своими обязательствами. Никаких проблем с выплатой не будет. В регионах с помощью Центра задолженность по зарплате в декабре сократилась на 2 - 2,5 млрд. рублей, в январе ожидаем примерно те же цифры. С 1 апреля мы увеличим пенсии на 12%, и с 1 октября - на 15%. Эти суммы в бюджете предусмотрены.

ЕСЛИ УДАСТСЯ СОБРАТЬ НАЛОГИ

- К сожалению, мы собираем не столько налогов, сколько могут заплатить предприятия, организации и граждане. Говорят, что принятый бюджет очень мал для России - всего-то 20 млрд. долларов. Наши оппоненты даже сравнивали бюджет страны с городским бюджетом Нью-Йорка или крупными иностранными компаниями. Но проблема в том, что он основывается на реальном уровне налогов. Значительный объем налоговых сумм, к сожалению, утрачен. Например, с производства и продажи алкогольных напитков.

- Насколько реально взять алкогольный бизнес под налоговый контроль?

- Треть доходной части бюджета России всегда создавалась за счет налогов на спиртное. Сегодня - всего 5%. В декабре поступления алкогольных акцизов по стране выросли на 50% по сравнению с сентябрем. Наблюдается рост продажи акцизных марок. А это значит, что растет производство и учет легального спиртного, идет вытеснение с рынка подпольной алкогольной

продукции.

НА СКОЛЬКО ПОДЕШЕВЕЕТ РУБЛЬ?

-В бюджете на 1999 год предусмотрена инфляция в размере 30%. Насколько эта цифра реальна, ведь в январе она вплотную подошла к 10%?

- Не совсем так. В январе она составила 8,5%. В декабре была около 12%. Как видите, инфляция снизилась. Хотя январь традиционно был месяцем с максимальным темпом инфляции. Да, цифра 30% широко обсуждается. Для нас это не прогнозный показатель, а целевой ориентир. Предусмотрены определенные сдерживающие инфляцию действия в рамках бюджета. Например, денежная политика Центрального банка, увеличение объемов продажи валютной выручки. Я считаю, что сдержать инфляцию вполне возможно.

КАЗНАЧЕЙСТВО ПОМОЖЕТ СОКРАТИТЬ ВОРОВСТВО

-Почему зарплата бюджетникам не доходит до получателей на местах?

- Если мы выделяем деньги, то они приходят в любой регион практически через сутки. Однако некоторые губернаторы не платят зарплату и кивают на Москву. Это, мол, Минфин виноват. Причина в том, что многие главы администраций набрали кредитов, в том числе и за границей. Начали что-то строить, но не рассчитали свои возможности. Теперь отдают свои долги теми деньгами, которые присылает Центр на зарплату бюджетным организациям.

- Григорий Явлинский как-то заметил, что половина бюджета страны уходит вообще неизвестно куда. Вы согласны с такой оценкой?

- Думаю, что это, конечно, преувеличение. Мы восстановили финансовую вертикаль власти - систему Федерального казначейства. Теперь денежные потоки, минуя коммерческие банки и иных посредников, напрямую попадают получателям. В стране около 110 тыс. бюджетных организаций федерального подчинения. Из них на сегодняшний день примерно 95 тыс. уже открыли свои лицевые счета в органах Федерального казначейства.

- Вы затронули коренные интересы тех, кто достиг финансового успеха за счет "прокрутки" бюджетных средств. Ощущает ли Минфин какоето давление?

- Оно идет постоянно. Отдельные территории не хотят терять контроль над государственными денежными потоками. Например, в Татарстане мы до сих пор не имеем казначейства. Бюджетные организации Татарстана финансируются через казначейство Чувашской Республики. В этом году мы резко активизировали работу контрольно-ревизионных органов. Во взаимодействии с правоохранительными органами КРУ Минфина провело несколько проверок, в том числе в системе Министерства обороны. По результатам военная прокуратура возбудила пять уголовных дел. Окончательно разворовать государство мы не позволим.

ОТБЕРУТ ЛИ ДОЛЛАРЫ?

   
   

- С одной стороны - мы прибедняемся, мол, Россия - страна бедная. С другой - у наших граждан на руках находятся, по разным оценкам, до 60 млрд. долларов сбережений. Можно ли привлечь эти деньги в экономику?

- На самом деле не 60, а 20 - 30 млрд. долларов. Привлечь их безусловно необходимо. Мы обдумываем эту проблему. Тут самое главное - восстановить доверие населения к власти. Совместно с Центральным банком мы разрабатываем систему вкладов, которая

позволит гарантировать гражданам уверенность, что их деньги не пропадут ни при каких условиях.

- Наше общество постоянно ждет от власти если не чуда, то стабильности. Есть ли надежда на некий прорыв в финансовой политике?

- Конечно, российской душе всегда хочется чуда. И желательно, чтобы оно наступило в ночь хотя бы с воскресенья на понедельник. Но чудес не бывает. Прежде всего такой прорыв должен быть связан с решением проблемы государственного долга. Страна не имеет никаких перспектив, если тяжкое долговое бремя будет и дальше висеть дамокловым мечом. Можно было бы считать качественным прорывом и создание максимально благоприятных условий для инвестиций в российскую экономику. Но для этого нужны политическая воля, социальная солидарность и тотальный контроль за финансами государства.

Смотрите также: