Когда ты с места сдвинешься, заклятая страна

   
   

"ЧТО за Россия, заклятая страна, когда же ты с места сдвинешься?"воскликнул некогда писатель Алексей ТОЛСТОЙ, описывая беспросветную российскую действительность допетровской эпохи. Недоумевал не он один: практически все классики отечественной литературы задавались тем же вопросом. Однако, как ни печально, до сих пор нет ответа на этот вопрос, и замени в их описаниях России реалии столетней давности - получишь картину сегодняшней матушки-Руси.

ВЛАСТЬ НАХЛЕБНИКОВ

"ЦАРСКАЯ казна пощады не знает. Что ни год - новый наказ, новые деньги - кормовые, дорожные, дани и оброки... И все спрашивают с помещика - почему ленив выколачивать оброк. А с мужика больше одной шкуры не сдерешь".

"ТОГО подай, этого подай... Тому заплати, этому заплати... Государевых людей ныне развелось - плюнь и там дьяк, али подьячий, али целовальник сидит, пишет..."

"В СТРЕЛЬЦЫ пойти? Тоже дело не наживочное... Казна за два с половиной года жалованья задолжала стрелецким полкам. А поди пошуми, - сажают в караул. Полковник Пыжов гоняет стрельцов на свои подмосковные вотчины, и там они работают как холопы..."

"СКОРО образовалась комиссия для построения какогото казенного весьма капитального строения... Комиссия немедленно приступила к делу. Шесть лет возилась около здания; но климат, что ли, мешал или материал уже был такой, только никак не шло казенное здание выше фундамента. А между тем в других концах города очутилось у каждого из членов по красивому дому гражданской архитектуры: видно, грунт земли был там получше".

ПЕЙ, МУЖИК, ДА ГУЛЯЙ

"НА УЛИЦАХ жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу... Нестерпимая же вонь из распивочных и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершали отвратительный и грустный колорит картины".

"НА ВАРВАРКЕ стоит низенькая изба в шесть окон... - царев кабак... Ворота широко раскрыты, - входи кто хочет. На дворе на желтых от мочи сугробах, на навозе валяются пьяные, - у кого в кровь разбита рожа, у кого сняли сапоги, шапку... В передней избе у прилавка - крик, шум, ругань. Пей, гуляй, только плати".

"СТАРЫЕ НОВЫЕ РУССКИЕ"

"БОЯРИНУ в дедовские времена много ли было нужно? - шуба на соболях да шапка горлатная - вот и честь... Нынче глаза стали голоднее: захотелось жить не хуже польских панов, или лифляндцев, или немцев: наслышались, повидали многое... Стали бояре заводить дворню по сотне душ. А их обуть, одеть в гербовые кафтаны, прокормить ненасытную ораву, - нужны не прежние деньги. В деревянных избах жить стало неприлично. Прежде боярин или боярыня выезжали со двора в санях на одной лошади... Теперь - выписывай из Данцига золоченую карету, запрягай ее четверней - иначе нет чести".

"ПОКОЙНЫЙ О. воздвигнул у себя в саду, между теплицей и прудом, строение вроде греческого портика из русского кирпича. На задней, глухой стене этого портика, или галереи, были вделаны шесть ниш для статуй, которые О. собирался выписать из-за границы. Одну из них, богиню молчания, с пальцем на губах, привезли было и поставили, но ей в тот же день дворовые мальчишки отбили нос, и хотя соседний штукатур брался приделать ей нос вдвое лучше прежнего, однако О. велел ее принять, и она очутилась в углу молотильного сарая, где стояла долгие годы, возбуждая суеверный ужас баб".

ВСЕ ЛЮДИ КАК ЛЮДИ

"ВСЕ народы живут в богатстве, в довольстве, одни мы нищие... Был недавно в Москве, искал оружейника, послали меня на Кукуй-слободу, к немцам... А как вошел я за ограду, - улицы подметены, избы чистые, веселые, в огородах - цветы... Люди приветливые и ведь тут же, рядом с нами живут".

"СКУЧНЫЕ вести доходили из-за границы. Французский король, у которого великие послы... просили взаймы три миллиона ливров, денег не дал и не захотел даже послов видеть".

"ЭТО НАША РОДИНА, СЫНОК"

"МЕСТА, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, всё поля, тянулись вплоть до самого небосклона" Попадались... и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами... и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами... Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты... исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам..."

"НЕТ, - подумал Аркадий, - небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы... но как их исполнить, как приступить?.." Кроме этого отрывка из "Отцов и детей" И. Тургенева использованы произведения А. Толстого, Л. Толстого, Ф. Достоевского и Н. Гоголя.

Смотрите также: