ПО СВЕДЕНИЯМ "АиФ", накануне 15 апреля Б. Ельцин морально был готов пойти на "силовой сценарий" в случае, если депутаты все же затеют его отрешение от власти. Таким образом, доводы сторонников жестких действий в окружении президента (к ним причисляют А. Волошина, В. Путина и В. Юмашева) перевесили аргументы более осторожных советчиков - С. Степашина и Ю. Лужкова.
Предполагалось, что 14 апреля Борис Николаевич выступит с телеобращением, в котором в завуалированном виде пригрозит депутатам "адекватно ответить" на импичмент, используя "мандат всенародно избранного президента".
Один из чиновников в кулуарах пожалел, что в Кремле сейчас не хватает А. Чубайса: "Анатолий Борисович наверняка бы нашел способ, как покончить со всей этой думской "камарильей". Между тем А. Чубайс действительно стал в Кремле желанным гостем. Но о чем он секретничал с А. Волошиным, О. Сысуевым и другими, достоверно не известно.
Угрозы, как видно, подействовали. По подсчетам аналитиков КПРФ, в четверг левые набрали бы, скорее всего, от силы 150-200 голосов в пользу отставки Б. Ельцина вместо необходимых 300. Тайное голосование открывало простор для безнаказанного нарушения партийной дисциплины. Тем самым по репутации коммунистов был бы нанесен сокрушительный удар. Предвидя провал, в последний момент оппозиция согласилась отложить вопрос об импичменте на месяц.
"Президент соскучился по сильным решениям"
ОБ ЭТОМ в Кремле говорят с содроганием, вспоминая день, когда из кабинета Бориса Николаевича вышел спикер Госдумы Г. Селезнев. Тогда "сильные решения" на любимую президентом тему о перенацеливании ядерных боеголовок едва не обернулись мировым скандалом. Сотрудники администрации теперь покаянно говорят, что оказались не готовы к такой "активности" заскучавшего в Горках-9 шефа.
Глядя на приободрившегося, словно вышедшего из зимней спячки президента, приближенные не устают поражаться его способности "восставать из пепла болезней". А ведь еще совсем недавно Ельцин бывал совершенно другим. Рассказывают о случае, произошедшем как-то во время церемонии награждения в Кремле. Тогда Борис Николаевич вдруг заговорил об одном из награжденных как о герое, получившем орден посмертно. Грустный пафос зазвучал особенно комично, когда к президенту подошел сам ошарашенный орденоносец. Разумеется, присутствовавшие постарались не заметить курьеза. Во время последней церемонии чествования космонавтов в понедельник ничего подобного не случилось. Если не считать того, что Ельцин "обидел" Юрия Батурина, наградив его вместо традиционной звезды Героя орденом Мужества.
В Кремле замолчали телефоны
НЕ МЕНЬШЕЕ беспокойство, чем угроза импичмента, у президента в последнее время вызывает и премьер Е. Примаков. С одной стороны, Б. Н. прекрасно понимает, что Примаков - единственный премьер-министр, с которым он может спокойно досидеть в Кремле до конца срока. С другой, подчеркнутая самостоятельность хозяина "Белого дома" вызывает у Ельцина плохо скрываемое раздражение.
Как говорят, одна из причин такого раздражения - то, что с приходом Е. Примакова с президентом стали меньше общаться западные лидеры. Ему реже звонят, мало советуются по актуальным международным проблемам. Что, конечно, обидно президенту ядерной державы, который привык ощущать себя одним из столпов мировой политики. А тут прямые телефоны связи с лидерами стран Запада редко оживают даже в разгар войны на Балканах. Зато, как доносят помощники, аналогичные телефоны разрываются в кабинете Е. Примакова. Говорят, у премьера на связи то А. Гор, то Т. Блэр, то М. Камдессю.
Недовольство премьером сквозило во время официальной встречи президента с главами российских республик: его голос заметно хрипел. Известно, что, когда Борис Николаевич нервничает, в его голосе и появляется эта характерная хрипотца. Однако, когда президент на следующий день разговаривал с сенаторами за обедом, его голос звучал уже в привычном тембре.
Между тем явное желание Евгения Максимовича до последнего оставаться в стороне от проблем как с импичментом, так и со Скуратовым лишь поддавало жара в нервную атмосферу Кремля. Попытки А. Волошина склонить Примакова к заявлению о пагубности импичмента и Ю. Скуратова вылились в перепалку между главой администрации и премьер-министром. На следующий день Е. Примакова хватил радикулит.
Что касается дела Скуратова, то в Кремле считают, что "пик проблемы уже пройден". Правда, не для самого Юрия Ильича, у которого, как замечают здесь, после собранных на него материалов "резко повысились шансы сесть". Не исключено, что это произойдет еще до очередных слушаний в Совете Федерации по его делу. В Кремле надеются именно на такой исход.
А вот возвращение в Россию другого потенциального арестанта - Б. Березовского - в администрации расценивают как весьма нежелательное. Здесь считают, что Борис Абрамович стремится взбудоражить ситуацию. "Наручники на него, может, и наденут. А вот народным героем ему все равно не стать", - убеждены в Кремле.
Смотрите также:
- Игры: Нужен ли Путину больший срок? Березовский спасает друзей →
- Треугольник Березовского →
- Ум есть. А сила? →