Регионы забирают власть

   
   

В ГОДЫ перестройки много спорили о том, какое государство нам нужно: федерация или конфедерация? Была даже придумана формула "сильный центр - сильные регионы". В тот романтический период никто всерьез не относился к опасности развала России. Теперь, похоже, этот вопрос становится не таким уж абстрактным. Пока речь не идет о распаде страны де-юре. Но концентрация власти в руках губернаторов происходит настолько стремительно, что пора задуматься: кто сегодня контролирует экономику страны?

ПОЛЗУЧАЯ НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ

НАЛОГОВАЯ система поставила на грань банкротства большинство заводов и фабрик страны. Теперь акции любого предприятия легко можно отобрать за долги. Было бы желание, или, как теперь модно говорить, "политическая воля". Отобрать можно, но кому же передать? Региональные власти считают, что государству. Но - в лице местных администраций. А отнюдь не федерального правительства.

Государственная собственность - это собственность, которой распоряжаются чиновники. А распоряжаться и владеть в России - практически одно и то же. Поэтому речи о "справедливой национализации" так сладки для местных властей.

Вот губернатор "либерально-демократической Псковской республики" Е. Михайлов начал с того, что монополизировал производство и торговлю алкогольной продукцией. Оренбургские власти предлагают национализировать не до конца приватизированную нефтяную компанию "Онако". Самарский губернатор К. Титов требует передать за долги местные предприятия нефтяного холдинга "Юкос" в распоряжение областной администрации.

Наиболее пугающий размах процесс концентрации экономической власти приобрел в российских республиках. Там режим все более напоминает восточные автократии, где власть не только сконцентрирована в руках одного клана, но и пытается стать династической.

Почти во всех регионах России идут попытки создания региональных монополистов по типу "Газпрома" или "ЕЭС России".

ПЕРЕПРИВАТИЗАЦИЯ ПО-ГУБЕРНАТОРСКИ

МНОГО говорили о том, что приватизация была проведена неправильно. То аукционы не так проводились, то слишком дешево оценивали предприятие, то продавали бизнесменам с сомнительной репутацией. Всякое бывало.

Зато теперь мы наблюдаем попытки все переделить по-честному: у должников отобрать фирму и передать ее новым собственникам. Задача-то хорошая. Но кто они, эти новые "эффективные" собственники?

Иногда губернатор передает собственность хорошим друзьям. Такой случай произошел в Ненецком автономном округе. Однако на этот раз столь удачно начатая переприватизация была остановлена действиями Федеральной налоговой полиции и Министерства по налогам и сборам. Их проверки показали, что документы были сфальсифицированы. Справедливость восстановили, местных налоговых начальников наказали.

Но сути дела это не меняет: тревожные симптомы болезни, называемой "местничество", видны повсюду. Уже никого не удивляет, что региональные отделения правоохранительных органов сращиваются с местной олигархией и действуют в ее интересах.

И чем слабее становится президентская власть в стране, тем явственнее полновластие удельных князей, тем активнее выдавливаются из региона чужаки под видом борьбы с неэффективным собственником.

КТО ИНТЕГРИРУЕТ РОССИЮ?

В РОССИИ сегодня происходит новый передел собственности. Центр повсеместно сдает свои позиции, московские олигархии теряют контроль над региональными "дочками". Хорошо это или плохо для России?

Действительно, за годы реформ были допущены ошибки. И их, безусловно, надо исправлять. Но происходит-то нечто другое: под видом исправления просчетов власть и собственность концентрируются в руках региональной олигархии. Ее стремление одно - получить полный контроль над территорией.

Пока этому мешают две вещи. Препятствие первое: федеральные органы власти. Казалось бы, кадровые назначения и денежное довольствие они получают из Москвы и не должны были бы зависеть от регионалов. Но на деле все обстоит как раз наоборот. Нищенское жалованье из центра перманентно задерживается, а губернатор платит хорошие надбавки. От местной администрации зависит, когда и где получит квартиру сотрудник УВД, ФСБ, налоговик или прокурор. Не сложатся отношения с областными властями - ни житья, ни работы не будет. Поэтому федералам приходится приспосабливаться: не наезжать на фирмы, с которых кормятся власти. Или, напротив, замучить проверками те структуры, которые проявили нелояльность.

Конечно, если коррупционная связь между федералами и регионалами станет заметна в Москве, можно потерять свой пост. И такие случаи происходили в Карачаево-Черкесии, Белгородской, Тверской, Брянской, Омской, Кемеровской областях. Но все чаще центральные ведомства испытывают затруднения в снятии руководителей территориальных отделений. Ведь если конфронтация станет явной, работать в регионе будет просто невозможно. Вспомним хотя бы Приморье.

Препятствие второе: трансрегиональные компании. С ними бороться еще проще: заручившись поддержкой правоохранительных органов, можно отнять у них предприятия - за долги, за нарушения лицензионных договоров, да мало ли за что. Подконтрольные местным администрациям средства массовой информации разогревают антимосковские настроения: мол, эти олигархи скупили наши заводы и фабрики и теперь все тянут в Москву. Сами на "мерседесах" ездят, а нам зарплату по полгода не платят. А ведь крупные трансрегиональные предприятия (такие, например, как "Газпром", "ЛУКОЙЛ", "Юкос" и др.) - это последние оставшиеся артерии некогда единой экономической кровеносной системы, которые поддерживают горизонтальные связи между регионами. Их объективные экономические интересы таковы, что они - за единое государство с сильным центром.

В условиях слабеющего центра, когда коррупция изнутри разъедает организм государства, если федералов купить, а крупнейших бизнесменов выдавить из регионов - какая сила сможет остановить неудержимое стремление местных властей к полновластию?

Зачем слушаться кремлевских указов? Зачем перечислять налоги в центр? Не лучше ли решать все вопросы самостоятельно? Правда, труднее будет переводить стрелки народного недовольства на Москву. Но с этим можно справиться. Главное - контроль над всеми ресурсами: природными, человеческими, финансовыми.

Если процесс регионализации не будет остановлен, последствия могут быть весьма тревожными для безопасности и целостности страны. Ведь от полной и бесконтрольной власти до сепаратизма - один шаг.

Смотрите также: