"И что, сынку, помогли тебе твои ляхи?"

   
   

В ГОРЯЧУЮ предвыборную страду политические партии наперебой расхваливали свои экономические программы, прибегая в основном к чисто риторической аргументации. Между тем настоящие аргументы и факты дает сама жизнь. Дело в том, что в ряде стран бывшего СССР уже были реализованы варианты политики, близкие нынешним программам некоторых российских политических партий.

В Белоруссии, например, руководствуются экономической программой КПРФ: полностью регулируется валютный рынок, есть 6 разных валютных курсов "зайчика", предприятия, даже созданные с привлечением иностранного капитала, получают указания из райисполкомов, деньги печатаются "по потребностям" и т. д. и т. п.

На Украине предвосхитили экономические идеи ОВР: постепенные преобразования, расстановка бесчисленных социальных приоритетов, льготы для производителей, мягкость денежной и бюджетной политики и проч.

В Казахстане по части государственного регулирования и контроля, поощрения денежного предложения, разнообразных льгот тоже не отстали - они где-то посередине между КПРФ и ОВР.

Экономического счастья реализация этих "замечательных" предложений не принесла. Можно уверенно утверждать, что результаты экономической политики девяностых годов, выраженные прежде всего в валовом продукте и реальных доходах на душу населения, в России самые лучшие из всех 12 стран СНГ. (Все расчеты ВВП традиционно ведутся в долларах США.)

Кроме объективных статистических данных об этом свидетельствует и житейская практика. Один пример - кто к кому ездит на заработки: мы к украинцам, белорусам, молдаванам или они к нам? Ответ известен всем. То же самое и с индивидуальной торговлей. Это ведь белорусы и украинцы привозят к нам на продажу свои нехитрые изделия, а не мы к ним. Значит, у нас есть платежеспособный спрос, а у них - нет. Значит, на самом деле платежеспособный спрос, реальные доходы создаются не печатанием денег, а обеспечением покупательной способности национальной валюты.

За годы реформ среднедушевой показатель ВВП в России относительно среднего по СНГ увеличился на 13%, а розничного товарооборота - на 21%. В то же время Белоруссия и Украина, регулярно приводимые нам в пример как образцы умеренной и реалистичной экономической политики, оказались серьезно отброшенными назад. Белоруссия, имевшая в 1991 г. ВВП на душу населения, существенно превышавший средний уровень по странам СНГ, теперь далеко до него не дотягивает.

Важным показателем является миграция населения. Поскольку, как известно, рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше, превышение числа въехавших по сравнению с уехавшими указывает на относительно благоприятную социально-экономическую ситуацию, а отрицательный баланс - на неблагоприятную. Так вот: в Россию в 1998 г. из других стран СНГ въехало более 488 тыс. человек, а выехало - около 131 тысячи. В других же странах СНГ все наоборот: на Украину приехало 65 тыс., а уехало 98 тыс., в Казахстан приехало 38 тыс., а уехало 193 тыс., в Узбекистан приехало 4 тыс., а уехало 54 тыс. и т. д. Россия становится центром притяжения для тех, кто в бывшем СССР хочет поработать и заработать, хочет лучшей жизни.

Россия является лидером по покупательной способности доходов, выраженных в любом из натуральных измерителей, кроме молока. Кроме того, Россия - единственная из стран СНГ, в которой хотя бы по некоторым показателям наблюдался рост покупательной способности за годы реформ (увеличилась покупательная способность по картофелю и осталась почти неизменной по мясу). В остальных же странах СНГ покупательная способность снижалась по всем параметрам. Причем снижалась очень резко.

Так что фильмы с названиями типа "Так жить нельзя" снимать надо теперь не у нас, а у наших соседей, в том числе и у тех, кто проводил экономическую политику, сходную с программными установками наших левых лидеров.

Смотрите также: