Пустячок в "Табакерке"

   
   

СТО с лишним лет назад Александр Николаевич Островский сочинил пьесу "Не все коту масленица". Писал о ней сам - дескать, безделица, шутка, пост?ом было много времени, вот и сочинил для отдохновения. Безделица, пустячок, созданный гением русской драмы, стал событием в театральной жизни столицы, обернулся прелестным спектаклем в Театре Табакова, поставленным Авангардом Леонтьевым и разыгранным замечательными актерами. Молодежь, совсем "свежая", Денис Никифоров и Луиза Хуснутдинова, среднее поколение в лице Надежды Тимохиной, мастера Наталья Журавлева и Валерий Хлевинский (из "Современника") работают здесь на равных. Хороший, ладный и слаженный актерский ансамбль - фирменный знак этого театра.

Вместо описанной классиком милой, но скромной квартирки - грязноватый металл стен, полосатые целлофановые занавеси, надпись, как в подземках: "Обход по М. Ордынке". Лязг, визг, скрежет, шум поездов, мужик с красным фонарем. Уютный мир "островских" пьес обернулся вокзальным неуютом мира сегодняшнего. Сквозняки, холод и отсюда - неуверенность, тревога, ожидание чего-то. Дурного ли, доброго? Финал - забегаю вперед - абсолютно счастливый. Сказочный.

Островский - из тех классиков, что всегда во всякое время - ко двору. Сюжеты его неизменно замешены на любви, несчастной ли, счастливой, неважно - смотрятся одинаково завороженно. А здесь с самого начала заданы правила игры - все как бы не всерьез. Засилье и тиранство самодуров Замоскворечья? Какое там! Мать застает дочь буквально в объятиях юноши. "Я видела, как он тебя целовал". А она в ответ: "Ну и что ж с того, вот кабы укусил - было бы нехорошо". Человек свободен, несмотря ни на что, ни на убогость, бедность, приниженность, отсутствие в связи с этим, как говорится, перспектив, но - свободен, черт возьми! И молодые актеры превосходно чувствуют себя в этой атмосфере свободы: любовь превыше всего!

А молодая маменька и мудрая, все понимающая нянька в этом - не помеха, а помощницы. Помеха одна - богатый дядя жениха, Ермил Зотыч, из галереи "островских" купцов, для которых деньги - все. Тема денег, как и тема любви, - главная для драматурга. Главная она и вообще, во все времена. О деньгах в пьесе говорится немало. Ассоциации с нынешним днем - налицо. "Деньги - проклятье, особенно когда их нет", "богатство - оно чем хорошо, чего только не захочешь - все твое", "сладеньких пирожков-то всем хочется", "деньги - они еще никому не надоели, а когда их нет, то и подавно".

Бойко, резво, живо несется действие (спектакль короток, и это тоже его достоинство). Вот и богатство повернулось совсем иной стороной: "на что деньги - их с собой туда не возьмешь", "богатство - что в нем хорошего? Оно отмывается до седьмого колена". Афоризмы Островского бьют в зал, как стрелы. И ненавязчиво возвращают нам иные ценности, веселые такие ценности, разудалые, лихие. Жить не по регламенту, любить по сердечному велению, презирать вседозволенность, напыщенность и сытость богатых, их непоколебимую уверенность в превосходстве ("за все могу заплатить").

Все это, виртуозно разыгранное актерами, преподанное со вкусом и чувством изящества режиссером, и есть обаяние этого спектакля. Обаяние свежее, чистое, искреннее - точно глоток свежего морозного московского воздуха. Обаяние игры и жизни. И финальные шуточные поклоны - как забавное и убедительное завершение.

P. S. А бедные-то влюбленные и денежки в итоге обрели, дядю богатого перехитрив, и счастье, само собой, тоже.

"НЕ ВСЕ КОТУ МАСЛЕНИЦА" MMM, Театр п/р Табакова, 19 февраля.

Смотрите также: