ЗА ПОСЛЕДНИЕ 3-4 года отечественная эстрада сильно "омолодилась". Люди, давшие мальчикам и девочкам путевку на профессиональную сцену, именуют себя продюсерами. Это они лепят поп-группы из подручного материала, подбирают им репертуар и учат новоявленных исполнителей азам артистического ремесла: как одеваться и что говорить в интервью.
ШОУ-РЕМЕСЛО требует связей, здорового цинизма, доли наглости и, конечно, денег. Можно сделать группу, или, как сейчас принято называть, проект, и за тысячу долларов, но кто его будет слушать? "Если у вас нет 100 тыс. долл., за дело лучше не браться", - говорит один из продюсеров группы "Стрелки" 34-летний композитор Леонид Величковский.
"Но это не значит, что, создавая "Стрелок", мы имели эти самые 100 тысяч, - поясняет его партнер Игорь Селиверстов. - Просто это сумма услуг, которую, имея связи и партнерские отношения, можно уменьшить вдвое и втрое".
В 97-м году два вышеназванных шоу-бизнесмена получили заказ от студии "Союз" - "с нуля" создать российский аналог английских "Спайс Герлз". На фоне вовсю гремевших "Блестящих" появление очередной девичьей группы казалось пустой тратой времени, сил и денег. Тем более что уже тогда, за год до пресловутого кризиса, даже крупные звукозаписывающие компании еле тянули бюджеты, выделяемые состоявшимся артистам. Например, заключив контракт с Владимиром Пресняковым на выпуск альбома "Слюньки", "Союз" вынужден был потратить на запись и съемку двух клипов около 120 тыс. долл. А когда Татьяна Буланова вела переговоры с вышеозначенной компанией о выпуске альбома "Мое русское сердце", то сумма фигурировавшего гонорара варьировалась в пределах 50 тыс. долл.
Для первоначальных вложений в создание новой группы требовалось значительно меньше - 15-20 тыс. зеленых. Поэтому большинство рекорд-компаний постепенно перешло на выпуск сборников и альбомов новых коллективов. При относительно небольших вложениях это приносило какую-то прибыль. К концу 98-го - началу 99-го года на рынке звукозаписи сложилась революционная ситуация: большинство артистов так называемой старой гвардии нигде не могли издать свои альбомы. Выжившие после кризиса фирмы предлагали артистам не живые деньги, а телеэфиры. Поэтому на экраны телевизоров и в радиопространство хлынул поток молодежи.
"Стрелки" и другие
СЕЛИВЕРСТОВ и Величковский были пионерами, набиравшими коллектив по объявлению. Вначале они провели рекламную кампанию, мол, требуются артистичные девушки до 25 лет для новой женской поп-группы. Когда на смотрины в один из московских ДК пришли четыре тысячи кандидаток, продюсеры ошалели - такого количества желающих они не ожидали.
"Главная задача продюсера - скрыть минусы исполнителя, - объясняет Селиверстов. - Не умеешь танцевать - будешь на сцене стоять. Но так выразительно, что все будут думать, что ты самый лучший танцор. У тебя кривая улыбка - будешь в клипе плакать. "Стрелки" имеют миллион недостатков. Но они предмет нашей гордости - семь непрофессиональных девчонок, из которых никто никогда профессионально не учился вокалу и танцам, за два с половиной года стали известными и популярными".
Конвейер
УСПЕХ "Стрелок" подстегнул их создателей поставить на поток "сборку" поп-коллективов. Их новая группа "Вирус" сегодня также занимает верхние строчки хит-парадов. А совсем свежий проект "Космос" пока только набирает обороты. Кстати, матерый Игорь Матвиенко, на счету которого "Любэ" и "Иванушки Интернэшнл", создал еще и женский проект под названием "Девочки". Продюсеры "Блестящих" и "А-Меги" Андрей Шлыков и Андрей Грозный летом хотят запускать третий проект.
В ближайшее время не останется ни одного артиста, у которого не будет продюсера. И как бы нам этого ни хотелось, но именно от этих людей будет зависеть, какую поп-музыку мы будем потреблять в XXI веке.