НАЧИНАЯ с 1995 г. Большой театр живет по новой системе внутреннего управления. В марте указом президента России в Большом театре произошли изменения в руководстве и персональные, и структурные. Владимир Васильев, замечательный танцовщик, балетмейстер, режиссер, возглавивший Большой театр, взялся за дело с неслыханным энтузиазмом. Выпускаются не только новые постановки, но и любовно возобновленные старые шедевры. Например, балет "Ромео и Джульетта"
Прокофьева - Лавровского или "Иван Сусанин" Глинки - Баратова - Вильямса.
За что же критикуют руководство театра и лично Владимира Васильева? Прежде всего за то, что он якобы не выполнил свои обещания, данные при "вхождении на престол". С этим утверждением можно согласиться лишь отчасти.
Васильев намеревался и перевел театр на контрактную систему работы. Васильев обещал приглашать в театр творческих людей с крупными мировыми именами. Пожалуйста! В
театре работал великий Питер Устинов, великолепно поставив оперу Сергея Прокофьева "Любовь к трем апельсинам". Мстислав Ростропович поставил "Хованщину" Модеста Мусоргского, и, по-моему, это лучший вариант данной оперы на сцене Большого театра. Балет "Жизель" оформлял мэтр мировой моды Юбер де Живанши. В концертах на сцене Большого театра пели Монтсеррат Кабалье и Хосе Каррерас. Интересно выступала труппа Мориса Бежара. Увы, и здесь не все задумки
удаются, по финансовым причинам.
Есть еще один вопрос: Васильев обещал сам ничего не ставить и давать работать только прославленным "ихним" или талантливым своим. Признаю, он нарушил это обещание: поставил в новой редакции "Жизель", в которой, кстати, дебютировала талантливая балерина, 18-летняя Светлана Лунькина, поставил также и "Травиату". И, конечно, наибольшие споры вызывает балет Чайковского "Лебединое озеро"...
В новых условиях для работы за
рубежом Большой театр покинули многие выдающиеся солисты. Финансовое содержание театра, назначенное государством, ничтожно. Для сравнения могу пояснить: театр получает дотацию от государства, в десять раз меньшую, чем нью-йоркский "Метрополитен", в восемь раз меньшую, чем "Ковент-Гарден" в Лондоне. В Париже, Мюнхене, Гамбурге положение, естественно, намного выгоднее, чем в Москве.
По положению Большой театр имеет свою собственную строчку в государственном
бюджете страны. Но реально сегодня театр получает сумму, которой едва-едва хватает на выплату зарплаты. Автор не решается привести ничтожные гонорары, выплачиваемые солистам, ибо рядовой читатель может не поверить достоверности цифр. Государство не в состоянии спонсировать, как прежде, по взаимным культурным соглашениям даже обменные гастроли, всегда бывшие "кормушкой" Большого. Стоит ли удивляться, что творческий состав Большого театра основную свою
материальную заинтересованность черпает за пределами России?
И все же... Говорят, что перевелись в Большом звезды. Но за последние два года труппа театра значительно омолодилась, для чего в масштабах всей страны была проведена колоссальная "селекционная" работа. На рядовых спектаклях, из которых и складывается основная жизнь театра, можно совершить открытия: прекрасные сопрано Марина Лапина и Мария Гаврилова ничем не уступают своим великим предшественницам.
То же самое можно сказать о басе Владимире Маторине, о тенорах Виталии Таращенко и Бадри Майсурадзе, о баритоне Юрии Веденееве. Что касается балета, то это и прелестная Светлана Лунькина, и Анна Антоничева, и Елена Андиенко. А уж в вопросе мужского балета Мариинский театр завидует Большому: Андрей Уваров, Константин Иванов, Сергей Филин, Николай Цискаридзе, Геннадий Янин... Резюме: кадровые вопросы в балете решены, а если добавить к этому, что по-прежнему
в великолепной форме Нина Семизорова, Галина Степаненко, Надежда Грачева, Марк Перетокин, Александр Ветров, то жаловаться на слабость творческих кадров просто грешно.
Я ВОВСЕ не хочу рисовать идиллическую картину. Да, в работе Большого театра есть слабые места, которые бросаются "прямо в уши". С моей точки зрения, нареканий заслуживает дирижерский корпус. Сейчас музыкальное руководство театром осуществляет Марк Эрмлер. Подает надежды молодой Павел
Сорокин. А в целом дирижерский корпус мало обновляется. Вот уж где застой!.. И в смысле оперной режиссуры далеко не все радует. В таких спектаклях, как "Аида", "Иоланта", - сплошные режиссерские штампы, недостойные музыкального уровня спектаклей.
Что же предложит нам Большой театр в уже наступившем сезоне? Премьер пока не было, это отчасти объясняется кризисным шоком. Но не только им. Планы менялись в зависимости от творческой конъюнктуры. К сожалению,
не состоится премьера оперы Верди "Отелло", в которой должен был дирижировать один из величайших музыкантов современности Карлос Клайбер. Вряд ли осуществится постановка оперы Бизе "Кармен", за которую брались Юрий Любимов и Геннадий Рождественский. Взамен нам предлагают оперу Чайковского "Опричник", оперу Римского-Корсакова "Моцарт и Сальери" (режиссура Алексея Масленникова), балетное сочинение "Сказка о попе и его работнике Балде" на музыку Шостаковича
(дирижировать приглашен Мстислав Ростропович, чье согласие, правда, не подтверждено) и спектакль по пушкинским стихам "Бессонница" (композитор Юрий Жуков, постановщик Александр Петухов). Ставится также заново балет Родиона Щедрина "Конек-Горбунок". Балетмейстер Николай Андросов предложен театру лично Щедриным и Плисецкой. Вот, пожалуй, и все.
Как говаривал Наполеон, "битва покажет". Но чего театру следует, безусловно, избегать, так это мелкотемья.
Лучше крупная постановка с непредсказуемым результатом у публики и прессы, чем уже наметившаяся тенденция к хороводу вокруг приятных безделушек.
Смотрите также:
- КОНФЛИКТ. Большой театр. Большие проблемы →
- Большой и Мариинка. Парный портрет →
- Гергиев: атака на Москву →