В падении рубля виноват Центральный банк?

   
   

В ПОСЛЕДНИЕ ДВА МЕСЯЦА известный российский ученый, директор Института экономического анализа Андрей ИЛЛАРИОНОВ неоднократно заявлял, что девальвация рубля неизбежна, что страна стоит на пороге финансового банкротства. Реакция на эти заявления со стороны председателя Центрального банка России Сергея ДУБИНИНА была достаточно резкой: он обвинил ученого в подрыве курса рубля и желании нажиться на его девальвации. И все-таки предсказания А. Илларионова

сбылись: Центральный банк фактически девальвировал национальную валюту, разрешив продавать доллар по предельному курсу в 9 рублей 50 копеек. Спекулянты, естественно, не замедлили этим воспользоваться, и уже в понедельник, 17 августа, в московских обменных пунктах доллар шел по этой, предельной цене.

- Андрей Николаевич, чего нам всем ждать в ближайшие дни?

- Может повториться то, что мы пережили в 1991-1992 годах. Поскольку рубль девальвирован, значительно вырастут цены практически на все виды товаров и услуг, станут "нормальным явлением" перебои в электро-, тепло и газоснабжении, рост зарплат и пенсий будет существенно отставать от стремительно растущих цен.

- А будут ли в очередной раз заморожены вклады в Сбербанке?

- Наверняка сказать невозможно, но, судя по тому, что замораживается погашение государственных ценных бумаг, нельзя ничего исключать.

- Почему все-таки рубль надо было так обесценивать?

- Надо сказать, что наибольшую вину за нынешнюю девальвацию несет Центральный банк. Он совершил грубые ошибки, которые привели к потере Россией ни много ни мало 19 млрд. долларов. Если бы ЦБ проводил ответственную политику и скупал бы всю валюту, пришедшую на рынок государственных долговых обязательств, то его валютные резервы выросли бы примерно на 21 млрд. долларов. ЦБ же этого не делал, и валютные запасы страны пополнились лишь на 2 млрд. долларов.

- Но даже если это и так, то Анатолий Чубайс заткнул дыру, договорившись о западных кредитах на недостающую сумму.

- Однако эти кредиты увеличили и без того огромную внешнюю задолженность России. И почему, спрашивается, за ошибку г-на Дубинина должна расплачиваться вся страна?

- Может быть, у ЦБ вовсе и не было средств для закупки валюты, и никакой ошибки г-н Дубинин не допускал, и вы зря на него напраслину возводите?

- ЦБ - это единственная организация

в нашей стране, которая имеет право на выпуск новых рублей в обращение. И поэтому ЦБ - это единственная организация, у которой всегда достаточно средств для приобретения валюты. Тот факт, что ЦБ увеличил свои резервы не на 21 млрд. долларов, а всего лишь на 2 млрд., означает, что - как это ни парадоксально для кого-то звучит - ЦБ выпустил в обращение новых рублей и новых рублевых обязательств на сумму, равную 19 млрд. долларов. То есть на эту сумму

ЦБ выпустил наличные деньги, купил российские ценные бумаги, увеличил свой собственный капитал и произвел так называемые другие расходы.

- Что за "другие расходы"?

- Если заглянуть в годовой отчет ЦБ, то выясняется, что текущие затраты ЦБ на зарплату своим сотрудникам, на содержание аппарата управления и на так называемые операционные расходы составили почти 15 триллионов рублей. Невероятно, но факт: это в 1,5 раза больше, чем все федеральные затраты

на содержание президентской администрации, правительства, Госдумы, Совета Федерации, Счетной палаты, налоговых органов и т. д., вместе взятые! Это в 1,5 раза больше, чем федеральное правительство тратит в год на наше с вами здравоохранение. Я уже не говорю о том, что ЦБ прикупил для себя ценных бумаг в общей сложности на 27,8 трлн. рублей. - Но ведь тем самым наш Центральный банк взял на себя государственные долги, а взамен дал государству живые деньги

для выплаты зарплат тем же шахтерам и учителям...

- Не совсем так. Проделав это, ЦБ преследовал другую цель - подзаработать на финансовых трудностях государства. Ведь доходы ЦБ по операциям с ГКО, с ОФЗ, с векселями Минфина составили в прошлом году 16,2 трлн. рублей. Государству из них перечислено лишь 1,4 трлн. Остальное ЦБ оставил себе.

- То есть вы намекаете на то, что руководство ЦБ озабочено исключительно благосостоянием собственных сотрудников

в ущерб всему остальному населению?

- Судите сами. В 1997 году среднемесячная зарплата сотрудников ЦБ - даже без учета дополнительных социальных выплат - составила 4 млн. 660 тысяч, то есть была в 5 раз выше средней по стране (965 тысяч). Даже в самых высокооплачиваемых секторах нашей экономики зарплаты были значительно ниже: в угольной - 1 млн. 729 тысяч, в нефтедобывающей - 2 млн. 858 тысяч, в газовой - 3 млн. 980 тысяч. Нынешний ЦБ фактически приватизировал

доходы от государственной монополии на денежную эмиссию, на распоряжение валютными резервами.

- Если ЦБ так хорошо живет, как вы говорите, то, значит, и все разговоры о том, что Россию в ближайшее время ждет очередная катастрофа, просто блеф?

- До конца года государство должно было заплатить кредиторам около 22 млрд. долларов по рублевому долгу и 7 млрд. долларов по валютному. Реально же оно могло вернуть лишь не более 15-17 млрд. долларов. Разницу

примерно в 1214 млрд. долларов взять было просто неоткуда. И тогда власти решили заморозить часть выплат иностранцам, а часть выплат российским кредиторам переоформить в другие ценные бумаги. Фактически это означает очередное - уже пятое в этом столетии - банкротство российского государства (предшествующие четыре: отказ большевиков платить по долгам царского и Временного правительств; отказ советского правительства от оплаты долгов по ленд-лизу; банкротство

в 1991 г. Внешэкономбанка; переоформление советских долгов Парижскому и Лондонскому клубам кредиторов в последние годы).

- И последний вопрос. Сергей Дубинин обвинил вас в том, что лично вы сильно наживетесь, если рубль упадет, поскольку ваша семья купила какую-то ценную бумагу на Чикагской бирже. Ну и как, нажились?

- Заявление на эту тему г-на Дубинина полностью не соответствует действительности. Ни я сам, ни кто-либо из членов моей семьи не покупал

никаких бумаг на Чикагской бирже. Поэтому его заявление на этот счет является чистым вымыслом, сознательным введением общественности в заблуждение. На г-на Дубинина я подаю в суд.

От редакции. За комментарием мы обратились в Центробанк, но ответа не дождались. Надеемся получить его к следующему номеру.

Смотрите также: