Кого убивали "большие люди"?

   
   

СО ВРЕМЕН Ленина и Троцкого страсть к охоте считалась для советской номенклатуры чуть ли не обязательным атрибутом "элитарного" образа жизни. Своими воспоминаниями о высокопоставленном "человеке с ружьем" с нами поделился один из организаторов охот для высших руководителей в 50 - 60-е гг. Василий ЛУНЮК.

- Василий Михайлович, наверное, все слышали то ли быль, то ли анекдот о том, как для Хрущева кошку одели в заячью шкуру - лишь бы тот остался доволен охотой. В вашей практике случалось что-нибудь подобное?

- Охотничьих историй, в которых не поймешь, где правда, а где вымысел, у нас много ходило. Например, говорили, что для Молотова перед выездом на охоту между деревьями привязывали только что убитых уток - а то не попадет ни в одну, рассердится...

Сам я к охоте приучился с детства, мой отец был лесником на Алтае. В 1956 г. меня направили в Дрезден в штаб 1-й танковой армии, и я попал в образцовое охотхозяйство под городом Баутцен. Обслуживала это хозяйство рота солдат. Охоту для начальников готовили так, что промахнуться было невозможно, даже сильно выпивши. Например, прикармливали уток, чтобы они человека совсем перестали бояться.

Сначала из больших "шишек" там бывали Вальтер Ульбрихт и Отто Гротеволь. Потом приезжал Хрущев. Он стрелял дичь, не выходя из открытой машины, для которой немцы проложили между озерами специальные бетонные дорожки. Как говорится, со всеми удобствами.

- Как по-вашему, "номенклатурные товарищи" не испытывали неловкости перед окружающими за такого рода охоту?

- Большинство, наверное, нет. Встречались, правда, редкие исключения. Откровенно не любил "подставок" командующий 1-й армией генерал Якубовский. Его считали мужиком простым и где-то недалеким. Но, по-моему, у него просто было живо понятие об офицерской чести, в чем бы это ни проявлялось.

- Говорят, что каков человек на охоте, таков он и в жизни?

- Точно. К Якубовскому это применимо на 100%. Выпить он любил, но я, например, не слышал, чтобы он обкладывал подчиненных матом, хотя в армии это считалось в порядке вещей. А с руководством был иногда ершистым. Когда Хрущев приехал в ГДР, Якубовский отказался выставить почетный караул: дескать, раз немцы приглашали, то пусть они и выставляют.

И наоборот, когда в 1957 г. умер фельдмаршал Паулюс, Якубовский попросил наших офицеров поприсутствовать на похоронах: солдат солдату должен отдать воинские почести.

- Паулюс тоже охотился при вас?

- Нет, как охотника лично я его не знал. Вот собак он любил, это точно. Помню, в последние месяцы жизни он прогуливался с ними по набережной в Дрездене. Я там делал утренние пробежки.

Что касается Якубовского, то его "выкрутасы" ему даром не прошли. После смерти Гречко его, как я слышал, считали самым подходящим кандидатом на должность министра обороны. А назначили в конце концов Устинова.

Смотрите также: