Попмузыка от "Мумий Тролля"

   
   

ОБ ЭТОМ "дальневосточном феномене" быстро заговорили все - от Шевчука до Пугачевой. Никто не ожидал, что подобный "удар" по разухабистому столичному шоуклану будет нанесен не откуданибудь, а из Владивостока. Всего два года потребовалось группе "Мумий Тролль", чтобы протаранить своими песнями все отечественные хит-парады, напрочь разбив, казалось бы, неоспоримый постулат Алибасова - Айзеншписа, что "звезд делают не талант, а продюсеры, за деньги".

ЭПИЛОГ

ОДНИХ раздражает незатейливая дворовая эстетика "Мумий Тролля" с легким уклоном в брит-поп и манерное сценическое кривлянье лидера Ильи Лагутенко. Другие, наоборот, склонны видеть в нем самобытное музыкальное явление и яркую артистичность. Однако каждый раз, когда произносят фразу "молодая группа", забывают о том, что "Мумию" уже больше 16 лет. И кто знает, приобрело бы это "явление" такую популярность, если бы не директор коллектива и автор части текстов Леонид Бурлаков, который нашел деньги для записи и сумел уговорить Лагутенко начать все с начала.

А начинался "Мумий Тролль" как обычная группа, играющая нечто среднее между роком и поп-музыкой. В восьмидесятые под их незатейливые хиты с абстрактной романтической лирикой молодежь лихо отплясывала на местных дискотеках. Спустя время лидер коллектива (профессиональный переводчик с английского и китайского) Лагутенко ушел в армию, а после возвращения вновь собрал группу. "В нашем развитии были этапы, - вспоминает Илья, - когда нам нравилось то, что мы делали, но мы понимали, что это никому не нужно. И мы этим все равно занимались, убеждаясь потом, что это действительно никому не нужно".

Устав от безденежья, Илья отправляется в Китай на заработки. Через пару лет, в течение которых будущей поп-звезде приходилось заниматься отнюдь не романтическим ремеслом (переводами технической документации), ему предложили поработать в Лондоне. Там Лагутенко и познакомился с Севой Новгородцевым, который нашел приемлемую студию звукозаписи Alaska, где и произошло уже третье рождение "Мумий Тролля".

Записав при помощи опытного продюсера Криса Бэнди (Rolling Stones, Duran Duran) и лондонских музыкантов альбом "Морская", "Мумий Тролль" был почти готов к штурму Москвы. Спустя время по столичным компаниям грамзаписи стала гулять "морская" демо-кассета, запущенная с легкой руки Бурлакова. Первым, кого вдохновила безупречно выполненная англичанами запись дальневосточного самородка в Москве, был глава компании "Рэк рекордз" Александр Шульгин. Он, не раздумывая, заключил контракт на выпуск дебютного по сути дела альбома "Мумий Тролля".

Шульгин оказался проворнее своих конкурентов, в руки которых тоже попала кассета с записью "МТ", потому что давно понял: пора обновлять заезженных поп-кумиров. Именно его компания

выпустила в свое время дебютные альбомы групп "Иванушки Интернэшнл" и "Мечтать". Так что " Мумий Тролль" в этом списке оказался не случайно. "В молодежной музыке сегодня,говорит Шульгин, - происходит смена поколений. То, что нравилось старшему брату (сестре), не нравится младшему, если у них разница в возрасте примерно 7 лет. 13-15-летние подростки являются в мире основными покупателями кассет и компакт-дисков. Именно на их вкусы нужно ориентироваться, выпуская тот или иной проект. Перед заключением контракта с "Мумий Троллем" мы разослали демо-кассету по радиостанциям и фирмам грамзаписи с пометкой: "Группа хочет подписать контракт". Мы хотели понять реакцию людей. Кассета вернулась с негативными отзывами: непрофессионально, неважно поют, плохие песни. Увидеть в этом материале то, что видит в конце концов зритель, - и заключалась моя работа. Здесь нельзя все рассчитать, это почти как лотерея". И тем не менее он решил сыграть в нее. И выиграл. К "Мумий Троллю", вопреки устоявшемуся в отечественном шоу-бизнесе закону "поэтапной раскрутки", быстро пришел успех.

ПРОЛОГ

МЕЖДУ тем все пытаются постичь секрет успеха. Уже в самом звучании слов "Мумий Тролль" есть магическая притягательность. Да и в песнях группы, как в топке, переплавилось многое: трехаккордная простота "Кино", мудрость "Наутилуса", театральная вычурность"Алисы", манерность "АукцЫона". Не говоря уже о западных прототипах - "Duran Duran", "The Cure", "Oasis" и т. д. Когда группу сравнивают с кем-то, Илья спокойно реагирует: "У нас уже большой список, мы даже собираем все сравнения. Чем их больше, тем калька становится сложнее. Я спокойно к этому отношусь, мы музыку не придумывали".

В творениях "троллей" нет ни китайских напевов, ни английских реалий. Образы яркие и знакомые, в духе дня: "Проснулась ночью девочка, такая неприступная, чуть, капельку рассержена, подушка вся в крови"" ("Девочка"), "В подворотне нас ждет маниак, хочет нас посадить на крючок..." ("Утекай") или "Падает сбитый Ил-62 и повисает на проводах..." ("Морская болезнь"). Ироничная интонация, с которой Лагутенко подает "окровавленные" сюжеты своих песен, роднит его с модными ныне тарантиновскими экшенами. А нерусская пластика Дэвида Боуи и сексуальность Мика Джэггера на сцене стяжали ему славу нового молодежного секс-символа. И все это на фоне безликой совэстрады и упаднического нытья рокеров. "Мы играем самую настоящую поп-музыку, - огорошил меня при встрече Лагутенко. - Поп - потому, что она популярна".

Когда я поинтересовался у Ильи, как он относится к тому, что происходит в нашем шоумирке, он ответил: "Мало людей, которые этим живут, вот в чем дело. Больше тех, которые работают, как музыканты. А это уже не настоящая поп-музыка".

Смотрите также: