В НАЧАЛЕ 90-х Ленинградская область и Санкт-Петербург стали "независимыми" друг от друга самостоятельными субъектами Федерации. Искусственный административный барьер оказался прочнее Берлинской стены. В результате область несет огромные финансовые потери. Сотни тысяч ее жителей ездят на работу в город, в казне которого и остаются все налоги, платежи и доходы от них и от предприятий, на которых они работают. Город же, в свою очередь, задыхается в нынешних границах, не имея возможности нормально развиваться. Разделение "по живому" транспортных сетей, коммуникаций, социальной сферы приводит к нерациональной трате средств как в городе, так и в области.
Налогоплательщикам приходится содержать двойной аппарат местных чиновников. От такого количества органов власти, сидящих в центре Санкт-Петербурга, и огромного числа принимаемых ими взаимоисключающих решений у ленинградцев голова уже идет кругом. Федеральный центр тоже вынужден держать двойную армию федеральных служащих в регионе - чуть ли не 30 комитетов и управлений по Санкт-Петербургу и немногим меньше по Ленинградской области. Там также трудятся тысячи чиновников.
Плюсы слияния
И ВОТ история дает уникальный шанс освободить горожан и жителей области от непосильного административного "ига", объединив город и область в единый субъект Российской Федерации. От такого объединения, по большому счету, выиграют все. Повысится простота и эффективность управления, сократятся расходы на управленческий аппарат. Пенсионеры города и области будут пользоваться равными социальными льготами. Будет развиваться единая транспортная система региона, включая порты на Балтийском море. Установится единое регулирование транспортных тарифов, дорожных налогов и сборов, цен на потребительскую продукцию. Исчезнут искусственные административные барьеры на пути интеграции города и области в единый экономический организм.
Как решить эту задачу? Удобнее всего одновременно с выборами губернатора Санкт-Петербурга провести референдум об объединении города и области. Результаты голосования при этом важно подсчитывать по обоим субъектам Федерации раздельно. Если и в городе, и в области за объединение выскажется большинство граждан, вопрос можно считать решенным.
Решит народ
ЧТО касается устройства органов власти объединенного региона, то с этим тоже особых проблем нет. Законодательное собрание целесообразно составить из двух палат с равным числом депутатов. В одну избираются представители от города, в другую - от области. А губернатора нужно выбирать одновременно с вице-губернатором. Если пост главы объединенного субъекта занимает горожанин, то вице-губернатором должен быть представитель области. И наоборот.
Единственная проблема на сегодняшний день возникает в связи с тем, что выборы губернатора Ленинградской области прошли осенью 1999 г., и поэтому сроки полномочий органов власти в области и городе не совпадают. Поэтому, очевидно, потребуется переходный период. Например, само решение об объединении может вступить в силу не сразу после референдума, а по истечении полномочий областных властей. Срок же полномочий вновь избранного губернатора Санкт-Петербурга должен быть "привязан" к той же дате.
Кроме того, ситуация облегчается тем, что уже сегодня есть достаточно серьезная правовая база, способствующая объединению. Например, в 1996 г. были одновременно заключены договоры города и области с федеральным центром о разграничении полномочий. В этих договорах были заложены как возможность создания общих для города и области органов исполнительной власти, так и право федерального центра учреждать единые для Санкт-Петербурга и Ленинградской области структуры федеральных органов исполнительной власти.
Пример для других
СОБСТВЕННО, никакой революции в таком "кустовом" подходе нет. Ведь еще при царе-батюшке финансовые, судебные, военные органы не плодились отдельно для каждой губернии. И, например, Петербургская судебная палата охватывала, говоря нынешним языком, сразу несколько регионов.
Также не стоит забывать, что руководством области и города уже был подписан протокол о намерении объединить город и область.
Уникальность нынешнего момента связана еще и с тем, что во главе всей России сегодня стоит выходец из Санкт-Петербурга - и. о. президента Владимир Путин и его санкт-петербургская команда. Такой момент может не повториться никогда.
Реализацией идеи объединения города и области могла бы по поручению В. Путина заняться вице-премьер Валентина Матвиенко в качестве кандидата на должность губернатора Санкт-Петербурга. В этом случае ее шансы на избрание будут явно предпочтительнее.
Почти нет сомнений в том, что планы объединения Санкт-Петербурга и Ленинградской области получат поддержку в Госдуме и Совете Федерации. Им в этом случае предстоит принять соответствующий федеральный конституционный закон и внести необходимые изменения в перечень субъектов Федерации.
Смотрите также:
- Будущая Конституция: разные точки зрения →
- 10 лет Конституции РФ: мифы и факты →
- Реформа: Губернаторы уйдут в ноябре →