Лев Додин: "Все мы - братья и сестры"

   
   

ДВАДЦАТЬ лет назад, когда казалось, что в застое наша страна будет пребывать вечно, на сцене областного Малого драматического театра в Ленинграде появился спектакль "Дом" по роману Федора Абрамова в постановке Льва Додина. Пять лет спустя - абрамовские "Братья и сестры". За эти 20 лет правдивое, горькое, страстное повествование о судьбах советских колхозников северной деревни 50-х годов потрясло полмира.

СПЕКТАКЛЬ "Братья и сестры" награжден Государственной премией СССР 1986 года, признан лучшим иностранным спектаклем 1991 года в Великобритании, в 1995 году отмечен итальянской премией UDU. Его смотрели в Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Дании, Израиле, Италии, Польше, США, Франции, Чехии, Швейцарии, Швеции, Японии3/4 5 марта Малый драматический сыграл "Братьев и сестер" к 80-летию Ф. А. Абрамова и к юбилею самого спектакля. Его историю рассказывает главный режиссер Малого драматического театра в Санкт-Петербурге, лауреат "Театра Европы" Лев ДОДИН:

- Проза Абрамова подводит итог советской истории, возможно, итог всей русской истории, обозначает пути формирования русского характера, его мощи и его несчастий. Потом в "Чистой книге" Абрамов сформулировал это: сначала мы научились умирать, потом жить, поэтому никогда так жить и не научились и, может быть, никогда не научимся.

"Дом" - это символ, который строят не на горе, а в душе. И разносят его по бревнышку, разрушают не пришельцы, а плоть от плоти, род от рода. Все люди делают сами. Прежде всего Абрамов писал правду о человеке, который любит говорить, что страдает от начальства, а на самом деле - от самого себя, потому что сам позволяет считать себя никем.

И советская власть возникла не только на руинах старого мира, но и на его корнях. Родился спектакль, который мы репетировали особенно азартно и который, казалось, никогда не увидит свет, потому что его пять раз запрещали и пять раз "полуразрешали". Я не любил об этом вспоминать все эти годы. Но сегодня об этом стоит сказать: у многих ностальгическая пыльца затуманила прошлое.

Мы прошли тогда через все начальство ленинградское, я в первый и в последний раз общался с таким количеством начальства. Когда нам в порядке "опыта" разрешили сыграть премьеру, мы

уже так устали от всего...

Под новый, 1986 г. мы повезли "Братьев и сестер" в Москву. Это были первые московские гастроли маленького областного театра. На премьере плечом к плечу стояли Ефремов, Ульянов, Захаров и другие кумиры нашей юности. На спектакль пришел и министр культуры тогдашний, но ушел после первого акта первой части. И был момент, что нас должны были буквально выслать из Москвы. Но интеллигенция отстояла спектакль, сама того не зная, - зрители так реагировали, что прекратить показ было невозможно.

"Братья и сестры" объехали постепенно полмира от Америки до Японии. Нам часто говорят: ну что там - русская экзотика, кто на Западе что понимает?! Когда в Сан-Диего в Калифорнии, в городе богатых пенсионеров, зрители пришли на спектакль в вечерних платьях и смокингах, мы были испуганы жутко: сейчас вывалится на сцену наша нищенская орава, они встанут и уйдут. Но через десять минут весь зал уже плакал в меха, и быстро установилась атмосфера, как в нашем зрительном зале.

Перед новым, 2000 годом мы играли во Франции. Это уже восьмой приезд во Францию с "Братьями и сестрами". В зале - огромное количество молодежи. Когда кончилась первая часть и главный герой пошел через зал, почти каждый, кто сидел у прохода, плача, утешал его, стараясь погладить, что-то лепеча.

Горе и сострадание есть у каждого человека. Во всем мире знают, что такое горе. И богатые, и бедные. Знают цену хлеба. Иногда люди, добившиеся благосостояния, помнят это особенно хорошо. Поэтому прозу Абрамова во всем мире воспринимают как свою собственную историю.

Прошло 20 лет. Мы многое пережили. И надежды, когда казалось, что спектакль все больше становится прошлым и скоро отойдет. И ощущение страха, что он - снова о нашем настоящем, особенно когда играли его в годы первой, а теперь уже и второй чеченской войны. Люди очень остро на некоторые вещи начинают реагировать, хотя там не прибавилось, не убавилось ни одной мизансцены. "Братья", увы, остаются актуальными, что горько говорит о нашей истории, обо всех нас и о мире в целом.

Сегодня мне жаль, что спектакль так много видели в мире, но так немного видели в России.

Поэтому мы вынашиваем почти несбыточную идею большого турне по России, с запада на восток, и оттуда, может быть, снова в Америку, чтобы и на российских просторах и в американской глубинке хоть на пять секунд возродилось понимание - мы все, несмотря ни на что, братья и сестры. И это важнее всего.

Смотрите также: