Последний оплот олигархии

В ОДНОМ из декабрьских номеров наша газета попыталась разобраться в плюсах и минусах отечественной приватизации. Намерение "развязать" этот гордиев узел на государственном уровне так и "зависло". Разбираться с незаконно присвоенным богатством страны правительству и депутатам недосуг. "Наехать" на льготников - куда проще! Между тем публикация "АиФ", посвященная итогам приватизации, вызвала резонанс. Одним из первых на нее откликнулся экономист Андрей БУНИЧ, сын известного представителя либерального крыла экономики 90-х годов.

Грабеж

   
   

ВОПРОС о компенсациях за полученную "задарма" и выгодно эксплуатируемую олигархами госсобственность обсуждается уже более двух лет. Но все без толку. Однако возвращаться к этой теме все равно придется. И чем быстрее, тем лучше.

Крупных сделок, вокруг которых больше всего мути, немного - всего 12. Шесть-семь из них - самые скандальные. На них и следует наконец пролить свет. Речь идет о судьбе тех предприятий, которых государство необоснованно лишилось в 1995 г. в результате залоговых аукционов.

Подарок олигархам не был случайностью. Это была плата Б. Ельцина за победу на президентских выборах 1996 г. Но и этим дело не ограничилось. Началась мутация самих структур власти. Получив контроль над ключевыми отраслями экономики, олигархи стали диктовать свою волю Кремлю. С 1996 по 1999 г. страной фактически правил некий центральный комитет под названием "Семибанкирщина".

Изгнание из Кремля Березовского и попытка равноудалить остальных представителей крупного бизнеса породили в обществе надежду на то, что власть наконец опомнилась и вознамерилась вернуть в свои руки рычаги управления страной. Если бы зарвавшихся миллиардеров вовремя не осадили, сегодня в их руках оказались бы и остальные стратегические отрасли - энергетика, транспорт, связь. Акулы бизнеса не знают удержу.

Лекарство

ОБМАННАЯ приватизация создала худший тип собственника. Он все время живет в страхе и не знает, сколько продлится его призрачное благополучие. Поэтому, вместо того чтобы вкладывать средства в производство, думает, как выжать из него максимальную прибыль и спрятать ее за рубежом.

ДЕНЬГИ улетают из страны с реактивной скоростью - за 2004 год не менее 8 млрд. долларов. Хитрейший Абрамович успел вывезти из страны почти все "нажитое непосильным трудом".

Доведя историю со скандальными приватизационными сделками до логического конца, государство облегчит и страдания самого бизнеса. Как говорится, "операция будет болезненной, но больной выздоровеет". Для того чтобы поставить точку, не обязательно отнимать бывшую госсобственность у нынешних владельцев. Есть масса форм сосуществования государства и частных компаний в стратегически важных отраслях экономики.

Это дало бы возможность ограничивать рост цен и тарифов, сбалансированно развивать все отрасли экономики. Сейчас власть обоснованно стремится к тому, чтобы доминировать в ключевых отраслях экономики. Но насколько гласно и открыто это происходит? Не случайно Ходорковский насмешливо заявляет из "Матросской Тишины": то, что произошло с "Юганскнефтегазом", напоминает ему залоговые аукционы.

Вопросы по скандальным сделкам середины 90-х должны "развязываться" не только Генпрокуратурой. На мой взгляд, на авансцену вновь должно выйти ведомство по управлению госимуществом. Его статус сегодня необоснованно низок.

Если историю с незаконной приватизацией "замылить", олигархи не успокоятся. Их все время будет преследовать мысль о том, чтобы посадить в Кремле гаранта неприкосновенности их собственности а-ля Березовский эпохи Ельцина.

Осенью этого года истекает срок давности сделок по залоговым аукционам.

Если не поставить точку в деле о наиболее скандальных итогах приватизации, потом сделать это будет уже невозможно. Нарыв так и останется невскрытым.

Смотрите также: