"ЭТО только кажется, что во время скачек на ипподромах лошадь и всадник будто сливаются в одно существо. Трибуны рукоплещут, но после забега "существо" разделяется: наездник получает приз, а изуродованную во время гонки лошадь уводят в конюшню. Каждому - свое".
Об изнанке конного спорта - бесчеловечной жестокости людей к скаковым лошадям - "Аргументам и фактам" рассказывает мастер верховой езды, независимый депутат Госдумы Александр НЕВЗОРОВ.
Приз и "отбросы"
- АЛЕКСАНДР ГЛЕБОВИЧ, вы знаете о скачках не понаслышке. В молодости были спортсменом-конником, жестоким к своим питомцам, и даже, как рассказывали сами, гонялись за конем с секцией от забора. Неужели все наездники такие?!
- Да, я был такой же скотиной, как и все, занимавшиеся конным спортом. Мне ведь никто не объяснял, что то, чем я занимаюсь, - омерзительно и подло. Более того, считалось и считается до сих пор, что никакого другого пути нет. К счастью, среди жокеев, спортсменов и ипподромных наездников найдется немного законченных ублюдков и садистов, которым доставляет удовольствие мучить лошадей, - один из ста. Остальные просто не знают, что творят, и не задумываются, можно ли покупать медали и наградные знаки-"розетки" ценой страданий другого существа.
- Разве скаковые лошади так уж страдают?
- А вы вдумайтесь. Жокей за один заезд наносит лошади от 50 до 150 ударов тяжелым хлыстом. В конкуре (вид конного спорта. - Авт.) ограничения по ударам есть. А в скачках - бей, хоть забейся. Лошади там до такой степени обезумевшие, что сесть на них обычным образом невозможно: у скаковой лошади сорвана психика, ее загоняют в бокс и сверху, со стенок опускают жокея. Представляете?! Она даже сесть на себя не дает! И это, учтите, очень юные лошади - от полутора до трех лет. То есть по сути дети. А процент отхода, потерь на скачках - 70-75 процентов.
- Что значит "процент отхода"?
- Смертей и травм, не совместимых с жизнью или с дальнейшими успехами в конном спорте. Разрывы сухожилий и связок, шпат (окостенение суставов), болезнь сотрясений, при которой копыта находятся в жесточайшем воспалении и каждое движение причиняет боль... Шутка кавалеристов: "Когда незаметно, что лошадь хромая? Когда она хромает на все четыре ноги". Так что это вовсе не спорт, а беспробудная жестокость. Причем в России даже, может быть, в меньшей степени, потому что у нас эти состязания еще на "детском" уровне. А там, где есть серьезные концерны скачек - в Англии, Франции, США, существует специальный термин - "отбросы". Любая спортивная лошадь к 10-12 годам - полуживая развалина, а лошадь, прошедшая скачки, - инвалид уже в 5-6 лет.
Я видел это сам. У каждой второй-третьей лошади после скачек из ноздрей и горла идет кровь от легочного разрыва. Причина в том, что лошадь не предназначена природой для такой скорости и продолжительной дистанции. А только для того, чтобы пробежать резво 300 метров. Этого вполне достаточно, чтобы либо удрать от хищника, либо быть съеденной. Лошадь - мастер коротких дистанций. Табуны бегут только в кино. Скажите директору любого конезавода: "Знаете, у вас табун сорвался!" (то есть, побежал) - и посмотрите на реакцию.
- А что тут ужасного?
- А это бедствие, равное концу света! Табун - не мультфильмовские статные с развевающимися гривами жеребцы, это маленькие жеребята, старые лошади, брюхатые кобылы. И вот представьте, что все они помчались в одну сторону, давя друг друга и все, что попадется под копыта!
Железо и дружба