ЕСТЬ театры актерские, куда приходят посмотреть (насладиться или освистать) Кумира, Личность. А есть театры режиссерские. Театр на Таганке, безусловно, - режиссерский. И не просто режиссерский - любимовский, со своей эстетикой, ритмом, энергетикой. Премьера - "Хроники" Вильяма Шекспира: "Ричард II", "Генрих IV", "Генрих VI", "Ричард III".
Действующие лица - сплошь короли, диктаторы, полководцы. Словом, личности. А Юрий Любимов легко и вольно тасует их: тот, кто в первом действии был королем, во втором уходит на дальний план. Потому что в спектакле есть только один герой - История, а перед ней, как известно, все равны. Тот, кто сегодня замысливает поддеть на копье корону, железной рукавицей сжав горло конкурента, завтра окажется раздавленным тяжелым троном, обладать которым так стремился. Очень, между прочим, получилась поучительная история, и нашим политикам ее стоило бы рекомендовать к обязательному просмотру.
В спектакле достаточно фирменных любимовских ходов. Многоярусные железные конструкции вместо пышных королевских покоев или поля битвы. По ним передвигаются с риском для жизни актеры, ни на минуту не переставая декламировать текст. Балансируют на тонкой жердине где-то под потолком два английских лорда, сражаются на дуэли, а у зрителей сердце замирает: неверный взмах копья - и одним актером (актером, не герцогом!) станет меньше. В спектакле много речитативов, декламаций хором, почти без интонирования, с неожиданными ударениями. Много музыки - смешивается и английская лютня ХVI века, и шаманский бубен, и якутский народный губной инструмент, и, конечно же, гитара в руках у Молвы (тут же закрадывается невольное сравнение - как бы эту песню прохрипел-прокричал Высоцкий, потому что роль эта сделана именно с него и как будто бы для него).
Все вместе создает удивительное ощущение - спектакль этим упругим, жестким, монотонным ритмом затягивает, обволакивает. И ты перестаешь сверяться с программкой, кто в нынешнем действии есть кто и против кого "играет". А просто слушаешь гениальные тексты, которые по прошествии уж скольких веков не потеряли актуальности в стране, где предпочитают учиться исключительно на собственных ошибках.
Шекспир. "ХРОНИКИ", MMM. Театр на Таганке, ближайший спектакль в марте.
Добротный реализм
В НЕСКОЛЬКИХ залах ЦДХ свою живопись демонстрирует респектабельное семейство Кугачей. Три поколения художников, и все сплошь - убежденные реалисты. Такое единодушие встретишь нечасто. Даже младшие, тридцатилетние брат и сестра, не склонны к поискам новых форм, неожиданных решений и отступлению от классических канонов. Судьба этой семьи показывает, насколько практична такая позиция. Исторические бури, войны, политические репрессии прошли стороной, по счастью, не зацепив Кугачей. Все благополучно сделали карьеру. Дед, Юрий Кугач, - народный художник СССР, действительный член Академии художеств, лауреат Государственной премии СССР. Его жена Ольга Светличная - заслуженный художник России. Их сын Михаил - член-корреспондент Российской академии художеств, несколько лет руководил знаменитым Московским училищем имени 1905 года, теперь возглавляет объединение художников "Москворечье". Дети Михаила, Екатерина и Иван, члены Союза художников, активно выставляются в России и за рубежом. Все закончили Суриковский институт, то есть получили наилучшее из возможных в нашей стране художественное образование. Все пятеро - безусловно профессионалы высокого уровня.
Тем зрителям, которые устали от абстрактной и другой непонятной живописи, работы Кугачей скорее всего понравятся. Все ясно, четко и узнаваемо. Березки, самовары, васильки, колокольчики, зеленые полянки, елочки в снегу - привычные атрибуты "русскости" присутствуют в изобилии. Есть и пейзажи, и натюрморты, и портреты. Все уравновешенно, безветренно и разумно. И цены на работы, кстати, тоже разумные. Живопись не просто русская, а чрезвычайно советская. И дело не только в сюжетах - не в букве, так сказать, а в духе. Как ни странно, наиболее одушевленными, романтичными и наименее "причесанными" кажутся работы представительницы старшего поколения - Ольги Светличной.
"Связь времен", MM, ЦДХ, до 27 февраля.
Айсберг по имени "Табаков"
БЕЗУСЛОВНО, автору этой книги повезло с героем - выдающимся отечественным "культуртрегером" (здесь и далее в кавычках - лексика автора), не менее выдающимся театральным бизнесменом и в чем-то даже гипотетическим управляющим российским театральным "банком" (если, развернув авторский образ, посчитать таковым "загадочную" систему К. С. Станиславского как "нашу свободно конвертируемую валюту"). А в общем - с "гражданином мира" Олегом Павловичем Табаковым.
Казалось бы, с таким "счастливчиком" автору просто не может не повезти. Однако не каждый титанический труд автора может умело, "легко и весело" описать такой "айсберг", как Табаков. Этого, по-моему, не произошло в предыдущем "театральном романе" об О. П. Филологическая основательность автора книги "Путем души, путем таланта: Олег Табаков на сцене и в жизни", выпущенной Среднеуральским книжным издательством, основательно окрасила впечатления читателя в серые тона. Чего никак не скажешь о представляемой нами книге Инессы Родионовой: ярко, живо и обаятельно, хотя основа книги та же, что и в "предыдущем романе": бесконечно ценные интервью О. П. Табакова, беседы с ним на каждой из 379 (!) страниц - самый крупный "киношный" план героя и самый ненавязчивый общий план автора, план, который в театроведческом эпосе традиционно является большой редкостью.
Автор просто растворяется в своем герое, как профессиональный режиссер в профессиональном актере. Вернее - почти растворяется, ибо иногда, увлекаясь авторскими ремарками, И. Р. все-таки "выпадает в осадок", и общий авторский план неизбежно укрупняется. Например, так: "Я знал все (И. Р. цитирует Табакова. - Авт.), где и что можно, чего нельзя, вел двойную жизнь, ловчил... (Все порядочные люди вели двойную жизнь еще много лет, пока продолжался нескончаемый застой, только не все в этом признаются. - И. Р.)". Или так: "Эта программа (имеется в виду "Программа деятельности Студии молодых актеров" - будущих "современниковцев". - Авт.) была написана в 1956 году. Пусть во многом она была наивна, но ее художественные и организационные принципы во многом опережали время (...).
"Шестидесятники" были готовы к большим переменам во всех областях жизни, если бы не шлагбаум, "перестройка" началась бы на тридцать лет раньше; Советской власти было бы не 70 лет, а только 40! (1917-1957), а это, как говорят в Одессе, две большие разницы". Или так: "Шабаш, иначе и не скажешь, развернулся вокруг 100-летия со дня рождения Ленина. Все театры должны были что-то посвятить юбилею. Выкручивались, как могли, но все же большинство театров СССР (...) поставили пьесы, где на сцене появляется сам вождь (...). Вот если бы собрать в одном месте всех исполнителей роли Ленина, загримированных под вождя, - это было бы зрелище не для слабонервных!" Эти субъективные авторские "наслоения", конечно, несколько осложняют восприятие текста, но это, скажем так, те издержки, которые можно и не заметить. Так что можно сказать, что и герою очень повезло с автором.
Инесса Родионова. Олег Табаков. Парадокс об актере. Москва, "Центрполиграф", 1999 г., MM.
Увидеть Париж в Москве
ЧТОБЫ увидеть всемирно известное шоу-ревю кордебалета BLUEBELL GIRLS, не обязательно ехать в Париж. С 29 февраля по 5 марта впервые в Москве в ГЦКЗ "Россия" состоится выступление знаменитого шоу-кабаре "ЛИДО ДЕ ПАРИ".
Название "Лидо" прозвучало в Париже в 1928 г. Это было заведение, в котором закрытый бассейн с водолечебницей сочетался с небольшим казино. Позже братья Жозеф и Луи Клерико создали уникальный зрительный зал, в котором зрители могли сначала вкусно поужинать, а затем посмотреть большое ревю с непременным участием женского кордебалета BLUEBELL GIRLS. "Лидо" сразу же стало чрезвычайно популярным в Париже, на премьерах его спектаклей стал собираться не только "весь Париж", но и представители мировой культуры и бизнеса, главы иностранных государств. Постепенно "Лидо" на Елисейских полях превратилось в визитную карточку Парижа наравне с Эйфелевой башней и Триумфальной аркой.
Спектакль "Это - волшебство!", который французы везут в Москву, - это 100 минут эмоций, мечты и восхищения. Более 600 костюмов, новейшие спецэффекты и, конечно, потрясающий кордебалет призваны очаровать любого зрителя. На сцене концертного зала "Россия" будут одновременно выступать 60 девушек из десяти стран мира.
l 29 февраля, 1, 2 марта - начало в 20.00. 3, 4 и 5 марта - в 19.00 и 23.30. Заказ и доставка билетов: (095) 298-29-66.
Золушка из стриптиз-шоу
ТЕМ, кто любит мелодрамы, фильм Рауфа Кубаева "Белый танец" должен понравиться. Во-первых, потому, что законы жанра в этой картине соблюдены, можно сказать, от "а" до "я". Во-вторых, потому, что на редкость выразительна исполнительница главной роли (Ольга Цирсен) и вообще в фильме заняты хорошие актеры: Николай Добрынин, Александр Домогаров, Игорь Ливанов, Евгений Весник... В-третьих, потому, что хорошо разыгранная вариация на тему Золушки легко находит отклик в сердцах зрителей самого разного пола, возраста и социального положения.
Золушку в данном случае зовут Еленой Сергеевной. Она преподает хореографию и любит мужа Женю - кинорежиссера с "Узбекфильма" и редкостного мерзавца. Женя мается без работы, страдает от не подтвержденных жизнью амбиций и всячески унижает супругу. А она, как и положено Золушке, все терпит с прямо-таки коровьей упорной кротостью. Терпит даже то, что Женя уезжает в Москву и не берет ее с собой. Приезжая, радуется собаке больше, чем жене. Да и приезжает-то лишь затем, чтобы развестись - якобы фиктивно, для прописки. Но всем понятно, что врет. В конце концов и Золушка чего-то такое начинает понимать. А поняв, из кроткой домашней овечки превращается в железную леди и уезжает в Москву. Навстречу, так сказать, своему счастью, которое с подлецом Женей теперь уже никак не ассоциируется.
В Москве она, действительно как в сказке, устраивается в школу преподавать хореографию, а заодно и танцует в стриптиз-шоу. И на том, и на другом поприще Елена Сергеевна, разумеется, имеет бешеный успех, сопровождаемый некоторым злопыхательством коллег. Впрочем, две столь разные ипостаси в одном человеке непременно когда-нибудь должны столкнуться. Они и столкнулись. Героине надлежит сделать выбор. И она его делает. И делает правильно.
Да, совсем забыл про четвертый пункт, благодаря которому "Белый танец" многим понравится. Как известно, все хорошо, что хорошо кончается. В узбекской сказке про Золушку терпение и труд вознаграждаются-таки любовью и, надо полагать, семейным счастьем.
"БЕЛЫЙ ТАНЕЦ", MM.
Смотрите также:
- ТЕАТР. Петер Штайн: "России нужна пьеса о правовом государстве" →
- Другая жизнь Веры Алентовой →
- ИТОГИ. Не безнадежен... →