Владимир Ресин видит Москву малоэтажной и белокаменной

   
   

С ПЕРВЫМ заместителем премьера правительства Москвы Владимиром РЕСИНЫМ беседует Николай ЗЯТЬКОВ.

- Каждый город имеет свой неповторимый облик. Москва славна была своими особняками, купеческим Замоскворечьем, потом блочно-панельная безликость засорила даже центр. А какой вы видите завтрашнюю столицу России?

- Москва - многомиллионный город, имеющий свою 850-летнюю историю, уже сложившийся, и резко изменить его, к счастью и к сожалению, нельзя. Поэтому я вижу ее малоэтажной, невысотной, белокаменной. Конечно, то, что нам оставили предки, мы должны привести в порядок, а если строить в центре - должны считаться с теми канонами, которые сложились.

Но жизнь идет вперед, появляются новые технологии, новые архитектурные решения. Например, строящийся Сити чем-то будет напоминать Манхэттен, но со своим лицом. Там будет самое высокое здание в России - 630 метров, офисы, гостиницы, магазины, а также железнодорожный, транспортный узел - это будет то место, где легко делать дела.

Москва расширяется. Новые районы, по-моему, не должны быть одноликими. Здесь уже дома могут быть разной этажности - и большой, и малой. Необходимо использовать холмы, овраги для создания объемности. Не надо снимать грунт, не надо менять рельеф, как мы раньше делали - и в результате новый район Москвы был как две капли воды похож на новый район Ленинграда...

И наконец, мы должны исправить все, что натворили в послевоенные годы для решения жилищной программы, - районы пятиэтажек привести к современному уровню комфорта, снести все, что отжило свой век, и построить современные здания.

- Владимир Иосифович, почему-то в вашей картине не нашлось места домам с башенками, шпилями, которые часто диссонируют с московским стилем. Говорят, они появлялись не без вашего участия. Даже существует термин "ресинские карандаши". Что, эксперимент закончился?

- Совершенно справедливые замечания. Это последствия запретов, существовавших в 60-70-е годы, у нас все запрещалось! Бал правил строитель - подешевле, побыстрее и, как говорится, подоступнее. А сегодня бал правит архитектор. И то, на чем мы "наголодались", стало появляться где нужно и не нужно. Мы здесь немного переусердствовали и сейчас более строго подходим к принятию окончательного решения.

- Вы сказали, что бал правит архитектор, но нередко и заказчик, "денежный кошелек". А ему не всегда есть дело до сохранения облика старой Москвы. Вот пример. На Сретенке, у Садового кольца, стоит церквушка, она была открыта со всех сторон. А сейчас ее закрывают каким-то бетонным новоделом. Нет ли такой опасности, что самые удобные для торговли и бизнеса места (а они, как правило, находятся в историческом центре) будут распроданы?

- Нет. Все эти решения принимает общественный архитектурный совет, который возглавляет мэр. И мы, как правило, таких ошибок не делаем. А вот то, о чем вы сказали, я обязательно посмотрю...

- А как скажется на облике Москвы строительство новых путепроводов, развязок? Без них все равно не обойтись, так как загруженность улиц - страшная. И они не украсят город.

- Пока в Москве мы стараемся не злоупотреблять эстакадами, подземными тоннелями и находим какую-то середину. Хотя, бесспорно, надо строить больше развязок, больше дорог. Начнем же с того, что сделаем Садовое кольцо односторонним.

- Это очень больной вопрос. Многие автомобилисты - против. Может быть, провести эксперимент? Пусть люди месяц поездят, освоятся... А ГИБДД подведет итоги.

- Все будет сделано методом анализа, модулирования. Перед тем как вступит в силу решение, все будет просчитано, и не один раз.

- Существует московский закон о том, что при начале строительства необходимо учитывать мнение жильцов3/4

- Не всегда удается договориться, но если по закону нельзя строить - строить не будем.

- Таких конфликтных ситуаций много?

- Сравнительно мало. Это при том, что почти 3,5 млн. м2 жилья мы строим в год, около 75 тыс. квартир. Человека можно понять. Если, скажем, у него все условия есть, дети выросли - зачем ему надо, чтобы рядом школа или детский садик строились? Но мы находим общий язык. Не дело воевать с собственным народом.

- Несмотря на то что вы за малоэтажную Москву, возникают в последнее время высотные жилые дома. Это - сооружения повышенной опасности, и не только в плане конструктивном, но и в связи с проблемами терроризма. Когда дом рушится - уже трагедия, а если 20-30-этажный... Это как-то учитывается?

- Учитывается во всех отношениях - и конструктивно, и по безопасности. Почему строим? Высота многих притягивает. Я, например, люблю жить на нижних этажах, но у меня очень много знакомых, которые стремятся только наверх. И, между прочим, жилье на верхних этажах стоит дороже.

- Были обещания и даже указания мэра понизить цену жилья. Тем не менее оно достаточно дорогое. Когда проходит через все посреднические конторы, то 200-300 долл. за 1 м2 превращаются в 1000 долл. Все-таки какова реальная стоимость метра в Москве?

- Нам удалось удержать цену на жилье. Стоимость его действительно ниже, чем продажная цена, по разным причинам. Например, за счет коммерческого жилья строится бесплатное жилье. То есть обеспеченные платят за бедных. Но цены, которые сложились на рынке жилья, практически не меняются. И жилье уже стало многим доступно - 400, 450, 500 долл. Квартиры продаются еще в тот период, когда в доме только сделан фундамент.

- Вернемся к облику Москвы. Ввели в строй английское посольство на набережной. На мой взгляд, на фоне уже существующих сооружений сталинского периода появилось легкомысленное, напоминающее пансионат на берегу моря сооружение. Кто-то его утверждал?

- Ваш вкус совпал со вкусом мэра Москвы, моим, других людей. Конечно, архитектурный облик этого здания совершенно не соответствует той среде, где он возведен. В данном случае наши коллеги и друзья из Англии придерживаются другого мнения. Как говорится, на вкус и цвет товарищей нет.

- Но они же построили в Москве, а не в Лондоне...

- Мы им подсказывали, но, к сожалению, бывший главный архитектор Москвы Вавакин дал согласие на это строительство. Вообще создание облика обновленной Москвы - дело архисложное. И не только в части финансовой, строительной, но и творческой. С учетом опыта, ошибок, новых достижений, думаю, мы сделаем нашу столицу еще краше.

Смотрите также: