Ничьи дети

   
   

-С ЧЕГО все началось? - начальник отдела по предупреждению правонарушений несовершеннолетних (ОППН) Одинцовского района Светлана Шипко обращается к ребенку, в очередной раз ставшему вымогателем.

- Ну... мне не хватало 2 рублей на чебурек. И я решил стрельнуть у кого-нибудь на станции Кубинка.

- Родители тебя совсем не кормят?

Родители, точнее, родитель - Николай Коротков недовольно смотрит на С. Шипко. У его ребенка в реальности проблемы куда серьезнее, чем заявленный поиск двух рублей на чебурек. Собственную фамилию шестиклассник Вова пишет с двумя ошибками. Старшая сестра Вовы тоже состоит на учете, поскольку дважды оставалась в школе на второй год из-за прогулов.

- Вы своих детей воспитываете?!

- Знаете ли... я работаю по 12 часов в сутки, и за детьми следить некогда. Их жена воспитывала раньше. Когда не пила. Вторая жена так не пьет...

- Ваша вторая жена из Одинцова?

- Нет, она с московской пропиской.

- Какие у вас взаимоотношения?

- Ну... она иногда ходит спать к своему приятелю.

- Это нормально?!

- А что я ей скажу? Она молодая, красивая. Ей всего-то 19 лет.

- Что она делает?

- Что угодно. В магазин ходит. Готовит, стирает.

- Но у вас же страшный бардак в квартире. Прямо-таки свалка.

- Свалка не свалка, но с тараканами покончено.

- Вы считаете свою вторую жену домохозяйкой?

- Да. Она думает ребенка родить, воспитывать его дома.

- Вот родится у вас еще один ребенок, и все начнется по-новому.

- Ну... Нельзя же вас без работы оставлять...

Нужны приюты

ГОСПОЖУ Чижову участковому инспектору Одинцовского ОППН пришлось разбудить. "Не знаю я, где мой ребенок, в школу, наверное, пошел", - сказала оскорбленная дамочка и начала припоминать имя "друга с Украины", спавшего по соседству с недопитой бутылкой водки. "А вам на работу не надо?" - поинтересовался инспектор. "Я не работаю. Торговала раньше на рынке в Горках, но платить стали мало. Уволилась".

Процедура по лишению "биологической матери" материнских прав занимает в лучшем случае три месяца. Сотрудники подразделения по делам несовершеннолетних в прошлом году подготовили 1300 материалов на лишение родительских прав, а вообще на учете стоит более 10 тыс. родителей, не исполняющих должным образом обязанностей по воспитанию и обучению детей. Детей от 4 до 9 лет направляют либо в приют, либо в Центральную республиканскую больницу. Больше некуда. Оба учреждения требуют кипу бумаг. "Рейды по безнадзорности" дают парадоксальный результат: чем больше работаешь, тем больше проблем на свою шею зарабатываешь. В Мытищах приют рассчитан всего на 17 детей, а безнадзорных, состоящих на учете, - 19. Иногородних туда вообще не берут. Да и в больнице ребенка вечно держать невозможно. "Одних собираем, других выпускаем", - так охарактеризовали ситуацию сотрудники ОППН Мытищинского района. Они собираются обратиться к правительству области с предложением создать учреждение, куда дети поступали бы без ограничений и без необходимой кипы сопроводительных бумаг.

Сегодня всех детей, не воспитывающихся в семье, отправляют в приемник-распределитель. Там решается дальнейшая судьба ребенка: детский дом, интернат, спецшкола, спецПТУ, колония и т. п. Приемник-распределитель для Москвы и Московской области один - на Алтуфьевском шоссе. Он переполнен, да и пребывание в нем детей ограничено 30 сутками. Вот если бы в Московской области создать свой "перевалочный пункт"...

Отметим, что в Подмосковье есть две специализированные школы для правонарушителей 11-14 лет. Спецшкола для мальчиков находится в Кашире и рассчитана на 120 детей. Спецшкола для девочек в Чехове в настоящее время работает с 43 детьми, причем в эту школу, в отличие от Каширской, привозят девочек со всей России. Мест для такого контингента в двух школах более чем хватает. А вот с коррекционной школой для детей с дефектами интеллекта беда. В Павловском Посаде уже 5 лет строят коррекционную школу сельскохозяйственного профиля для несовершеннолетних правонарушителей с нарушением психики. Уже решен вопрос с кадрами - но работать педагогам, методистам, врачам психологам НЕГДЕ. Ни стен, ни крыши.

Податься некуда

НА ЗАСЕДАНИЕ комиссии по делам несовершеннолетних вызваны подружки - Кристина и Олеся. Проблема девочек - в непреодолимой жажде приключений. Последний раз они втайне от домашних уехали на футбольный матч в Петербург. Познакомились в поезде с крутыми парнями, которые угостили их пивком с нозепамом... Уже лето, каникулы, но девочки говорят, что будут сидеть дома. Они не знают, где можно отдохнуть... Почему бы не отправлять наших "трудных подростков" в военно-спортивный лагерь? В обычный лагерь правонарушителей не берут, а этот вариант был бы идеален. Но в Московской области всего ОДИН лагерь, принимающий правонарушителей, - "Перекресток", для токсикоманов и наркоманов.

ПО ДАННЫМ ГУВД Московской области, каждое 12-е преступление на совести несовершеннолетних. За последние 5 лет доля несовершеннолетних, совершающих групповые правонарушения и преступления, стабильно превышает 60-65%. Криминогенная активность детей до 14 лет растет, составляя сегодня 30% от числа состоящих на учете в ОППН.

Из учебных заведений отчисляется каждый 8-й несовершеннолетний, состоящий на учете. Характерной особенностью подростковой преступности является увеличение корыстно-насильственных правонарушений. Противоправные действия, связанные с незаконным завладением собственности и ее перепродажей, составляют свыше 70%.

ПО ДАННЫМ ГУВД Московской области, существенное влияние на состояние оперативной обстановки оказывает число правонарушений среди несовершеннолетних, имеющих аномалии в психическом развитии. Ими совершается каждое 11-е преступление (!). Свыше 200 подростков с аномалиями в психическом развитии остро нуждаются в направлении в специализированные учреждения. Профилактическая работа с ними не дает положительного результата, а изоляция невозможна из-за отсутствия в области такого учреждения.

Смотрите также: