"Аллё! Я девочка-скандал!"

   
   

ОКОЛО полутора десятков толстых глянцевых и тонких журналов выстрелили почти одновременно обложками с ликом певицы Земфиры. А первого апреля случился апофеоз этой истерии - уфимская девушка появилась сразу на двух центральных каналах - ОРТ и НТВ. Судя по усердию, с каким пресса хвалит и раздает авансы молодой поп-звезде, мы стали свидетелями рождения новой Пугачевой?

Ребусы

МОЛНИЕНОСНЫЙ блицкриг Земфиры совершили ее песни. Очень личностные, с невымученными текстами, которые, как и песенная поэзия "Мумий Тролля", грешат филологическими изъянами и некоторой нелогичностью. Но как раз эти самые словесные "замутки" и продлевают жизнь музыкальных творений. Пока публика смакует и разгадывает ребусы и шифры шлягеров, группа колесит по стране с гастролями, а альбомы успешно продаются. Как только отгадки найдены, слушатель начинает смутно догадываться, что хитроумно одурачен, и теряет интерес. Земфира это отчетливо уяснила.

Раскрутка ее началась с шокирующего хита про "СПИД", который, кстати, сама девушка недолюбливает за явную конъюнктурность. "Я лежала ночью на диване, собираясь спать, - вспоминает она историю его написания, - и у меня в голове завертелась строчка: "Но у тебя СПИД, и значит, мы умрем". Три куплета получились очень быстро. На следующий день я пришла на репетицию со словами: "Я написала новый хит, только не надо ржать". Я стала играть, а на припеве они (музыканты. - Прим. автора) все равно стали смеяться. "Смейтесь не смейтесь, - сказала я, - это все равно хит".

Это действительно самое слабое ее творение, потому что, слава богу, не выстрадано, а значит, надуманно. "Ветер рассказал мне о страшном секрете: нам остаются последние сутки... У тебя СПИД, и значит, мы умрем", - как-то чересчур бодро для умирающей поет она. Однако до Земфиры об этом никто не пел, поэтому песенка про СПИД и стала хорошей наживкой для массового потребителя. Другой радикальной теме, которую до нее тоже никто не поднимал, - порнографии - посвящена песня "Созрела" из ее нового альбома. "В ней же все откровенно, - комментирует певица. - 90 процентов людей лезет в Интернет исключительно за порно. И все об этом молчат, а что в этом такого?" Земфира сама подбрасывает ключики к своим шарадам. "Я не пишу стихов, у меня просто тексты. Единственное, что я себе позволяю, - это игра словами. У меня есть интересные штуки, я даже не уверена, прочухивают ли их люди. "Свесив, болтали ботинками, взвесив, болтали картинками", - то есть у "болтали" два разных значения. Я иногда сижу и, как ребусы, слова складываю".

Есть у Земфиры несколько песен и про однополую женскую любовь. Тоже достаточно нетривиальная песенная проблематика: "Я ворвалась в твою жизнь, и ты обалдела, я захотела любви, ты же не захотела..." "Мама, - говорит она, - очень ругалась из-за этих слов. Она думала, что я после этого девушек домой потащу. Я попыталась объяснить, что дело-то не в этом..." Дело в том, что песня "Анечка просила снять маечки" вовсе не про Анечку. "Анечка" потому, что очень хорошая рифма к слову "маечки".

Феи для Золушки

ДЛЯ нашей неповоротливой страны ее взлет без обильных финансовых вливаний действительно был молниеносен. Когда ее пригласили в Москву на запись альбома, у Земфиры даже группы собственной не было, не говоря уже о музыкальных инструментах, каковые пришлось одалживать у "Мумий Тролля".

Два года назад она написала свою первую песню, а весной 99-го меломаны, как горячие пирожки, раскупали ее дебютный альбом, который был сделан в сжатые сроки. "Мы записали пластинку за десять суток, и тут началось!!! Хождения по журналистам, в срочном порядке сняли клип, срочно отрепетировали, чтобы ехать в тур. Все было очень наспех".

Классическая история провинциальной Золушки с тем лишь отличием, что роль доброй феи на ее пути выполняли разные люди. Сначала подруга, передавшая демо-кассету продюсеру "Мумий Тролля" Леониду Бурлакову; затем сам Леня, давший Земфире деньги в долг на запись дебютного альбома; Илья Лагутенко, грамотно спродюсировавший альбом; и, наконец, глава ОРТ Константин Львович Эрнст. Последний так "увлекся" поддержкой юного дарования, что лично озвучивал ролики, рекламирующие первую пластинку. Не говоря о том, что оба альбома выпустила и разрекламировала (не без помощи ОРТ) компания "Реал рекордс", которую Эрнст нежно курирует.

А ведь ничего сверхнового в музыкальном отношении Земфира Рамазанова не предложила. Мажорный гитарный поп 90-х, разбавленный наивными клавишными 70-х. Тембральные совпадения с агузаровским вокалом, истерично-судорожные пляски на сцене а-ля Юрий Шевчук и многое другое, что по кусочкам разбросано в других героях масскульта. Короче, как она сама себя назвала, настоящая "припопсованная чувиха".

Земляк Рамазановой ныне проживающий в Питере Юрий Шевчук дал всему происходящему четкую характеристику: "Земфира - это уникальный феномен города Уфы: безумная энергия, есть какая-то красота личности, но очень много периферийных комплексов. По ней я узнаю самого себя - мы с ней танцуем одинаково. И у нее пока не творчество, а самовыражение: "Я страдаю, посмотрите на МЕНЯ, Я люблю, Я ненавижу". Конечно, мне это скучно, потому что нет тех истин, с которыми она с нами поделилась бы. Но я вижу потенцию и рост. Она личность, и к ней все придет. А личностей в рок-н-ролле очень мало".

"Мы годами сочиняли и записывали музыку, затем раскручивали ее, короче, мучительно пробивались, а эта девочка пришла и все наши усилия как бы перечеркнула", - сказал о ней другой рок-музыкант. Ее появление не столько заштриховало местечковые потуги, о которых упомянул коллега, сколько обнажило убогую сущность отечественного поп-рок-мирка. Который, вырождаясь, перестает генерировать свежие идеи и "делиться с миром", по выражению Юрия Шевчука, "истинами".

Смотрите также: