Крутой с песнями завязал. И виновата, как всегда, пресса

   
   

ПРЕДЫСТОРИЯ этого интервью такова. Нам стало известно, что композитор И. Крутой считает, будто "АиФ" ведет спланированную борьбу с ним (в газете действительно неоднократно появлялись критические публикации о нем). Было бы несправедливым оставить композитора без ответного слова.

- НЕ ПРОШУ хорошее, не пишите плохого. В то время, когда никто ни фига не делает, я нахожу деньги, трачу свои, создаю творческий вечер. А ваша газета просто уничтожает его и меня как автора, исполнителей, которые там участвуют. Отчасти вы добились того, что я сейчас практически не пишу песен, а работаю в жанре инструментальной музыки.

- Вам самому не надоели эти "Акапульки", "Пальмы-де-Мальорки" и "...На Бродвее родные лица..."?

- Эти претензии не ко мне, а к поэту Виктору Пеленягрэ, который устроил из своего творчества "Клуб кинопутешествий". Я оказался заложником, поскольку именно такую поэзию хотела петь Лайма в своей программе "Латинский квартал".

- С тем, что ваша музыка - "окультуренный блатняк", вы не согласны?

- Категорически не согласен. "Как-то по проспекту с Манькою гулял" - это блатняк. Но у меня нет ни одной подобной песни. Даже для Миши Шуфутинского, который поднялся на блатняке, я старался писать так, чтобы ни одна песня не параллелилась с его ранним творчеством. Наоборот, там была облагороженная любовная лирика, записанная с Американским оркестром. Музыкальный язык, в котором повторяются секвенции, построенный на доступных интонациях и направленный на то, чтобы эти песни люди могли заказывать в ресторане, - это у меня есть. И я не вижу в этом ничего плохого.

Акапулько-городок

- Неужели вы будете спорить с тем, что ваш "Незаконченный роман" просто списан с одной из песен Челентано?

- Там ведь не мотив похожий, а общая атмосфера. Ну и что? А после выхода "Акапулько" все взбесились и стали говорить, что это похоже на "Ах, Самара-городок". Да не знал я, что это "Самара", не знал! Понял я это через месяц после того, как песня появилась в эфире. И то муж Лаймы Вайкуле Андрей позвонил мне и говорит: "Слушай, Игорь, там, по-моему, "Самарой" пахнет..." Я пропел и - действительно... Не хочу опускать своих коллег, но если мы музыковедчески разберем хиты других авторов, там будет повторение каких-то интонаций.

- И все ваше творчество очень предсказуемо.

- Предсказуемость - это и есть хит. Если следующая нота ожидаема, но ты не можешь сказать, откуда она, это и делает песню запоминающейся. Я не высчитываю хиты с калькулятором, а просто сажусь и пишу. И не вижу ничего плохого в том, что у людей появляется ощущение, что это уже где-то звучало.

- Вы много писали для Аллегровой. Вам не кажется, что она превращается в пошлячку, взять хотя бы ее "Бабушку по имени "Хочу"?

- Если рассматривать эту песню с вашей точки зрения, а именно: то, что она написана Игорем Крутым, то, конечно, к ней можно придраться по всем параметрам и найти законченную пошлость. Но я считаю, что, если смотреть на нее нормально и по-доброму, в этой поэзии Аркадия Арканова есть добрый юмор, ирония и философия. В ваших статьях про меня есть "наезды" не только на Аллегрову и Лайму, но и на Леонтьева - вы о нем пишете как о нафталине. Валера - один из троих (помимо Пугачевой и Киркорова), кто до сих пор любим публикой и собирает залы.

- Но ведь его сегодняшний репертуар - действительно нафталин. Леонтьев недалеко ушел от своего же "Дельтаплана".

- Он не может кардинально менять направление своей музыки. За что полюбили Леонтьева? За то, что он очень осторожно подходит к своему творчеству и сам направляет композиторов, пишущих для него. Мне кажется, что каждая его новая программа - это шаг вперед. Если бы это было повторением или хотя бы полшагом назад, публика перестала бы ходить на него. А он до сих пор в течение года умудряется объездить одни и те же точки по четыре раза.

Продажная "Овация"

- ИЗВЕСТНО, что "Овация" далеко не бесплатно закладывает именные плиты на "Площади звезд", что перед залом "Россия". За какую сумму вам заложили "звезду"?

- Да не платил я никому ни копейки. Во-первых, это инициатива не "Овации", а ГЦКЗ "Россия" и Комитета по культуре Москвы. Во-вторых, эта закладка для меня вообще ничего не значит. "Овация" действительно загубила замечательную идею национальной музыкальной премии, потому что стала продавать номинации - кто хотел, тот и побеждал. Кстати, премия "Звезда", которая просуществовала всего один год, была гораздо честнее. Помню, на церемонии в первом ряду сидели Киркоров и Кобзон. У Иосифа Давыдовича был конверт с именем победителя в номинации "лучший певец". И Киркоров до официального объявления пытался по количеству букв, просвечивающихся через тонкий конверт, прочесть фамилию. Когда он вычислил, что это Меладзе, у него глаза - и так не маленькие - в тот момент были вообще по полтиннику. Вот этого элемента неожиданности нет у "Овации".

- А как вам удалось подмять под себя "Песню года" на ОРТ?

- Все валяется под ногами, нужно уметь поднять. После 20 лет существования в 92-м году эту программу закрыли как нерейтинговую. Что бы ни менялось в стране, народ должен проснуться первого января, в середине дня сесть обедать и смотреть "Песню года". И в ней ничего нельзя менять. Можно взять двух "эмтивишных" ребят - симпатичных, остроумных, но они не приживутся. Я попытался освежить "Песню года", пригласив в финал Шуру. Но после этого обрушилась лавина писем против его имиджа. Мы попросили Сашку на следующий год одеться поприличнее.

- А ОРТ получает какие-то деньги с передачи?

- Вначале канал ОРТ дал нам 5-6 рекламных минут, которые мы могли продавать. Потом забрал это время и пообещал выкупать у нас программу. Но через два месяца отобрал и минуты и деньги. Сейчас проводим "Песню года" в других городах. Деньги от этих концертов покрывают все расходы на ее производство. Плюс выручка от продажи билетов на финал в Кремлевский дворец. Вот и вся арифметика. Но пока мы до этого не додумались, пришлось обратиться за помощью к исполнителям.

- И сколько платили артисты, чтобы попасть в "Песню года"?

- Газеты писали: мол, до 8 тысяч. Это все ерунда. Максимум две тысячи долларов. И то это были не наличные деньги, а бартер, услуги. Например, проводим концерты в Сочи, и, предположим, артист, стоимость которого 8 тысяч долларов, отрабатывает за 6. За счет этого передача выжила.

- А за что вы Машу Распутину не пустили в финал "Песни года"?

- Распутина должна была участвовать в финале "Песни-99". Но накануне подралась с Софией Ротару и в очередной раз поскандалила с Киркоровым. Поэтому от многих исполнителей поступили просьбы, чтобы ее не было в финале. Если она научится себя вести, то, возможно, в "Песне 2005 года" будет принимать участие. Распутина, конечно же, не смогла это вынести и тут же доложила прессе, что она просто отказалась петь мои песни. Хочу всех разочаровать: на ее неоднократные просьбы в течение десяти лет написать ей песню я не доверил ей ни одной.

$25000за песенку

- НЕУЖЕЛИ за песни вы с артистов не брали ни копейки? Но они сами называли мне расценки.

- Нет никаких тарифов, хотя мне предлагали и 10, и 15, и 25 тысяч долларов за песню.

Естественно, предлагали это неизвестные исполнители. Хотя на мой последний день рождения Пугачева подарила мне собачку с кошельком, в котором было 5 тысяч долларов. Я позвонил ей ночью и говорю: "Ты что, мама, с ума сошла?" И она мне ответила: "Мы никогда не платили тебе за песни, а сейчас Филька говорит: "Давай пятнашку подарим". Но я пожадничала и только пять положила". Это были мои первые деньги за песню. С некоторыми артистами, которые заказывали мне целый альбом, у меня была договоренность - прибыль от продажи альбома делим пополам. Но к моменту, когда пошли альбомы с моими песнями, рухнул рынок, и нам не удалось заработать.

- Вы как-то утверждали, что "не витаете в облаках, а твердо стоите на земле".

- "Твердо стою на земле" в том смысле, что знаю, что буду делать через год или два. Я профессиональный автор с образованием и знаю, как написать сонату или симфонию.

Смотрите также: