Не доказан - не теракт

   
   

ГИБЕЛЬ самолета - как гибель человека. Причины авиакатастроф расследуют люди, чей труд сравним с работой патологоанатомов. По останкам восстановить причину трагедии, происшедшей 9 марта в аэропорту "Шереметьево-1" с самолетом Як-40, предстоит специалистам комиссии Межгосударственного авиационного комитета. Их "приговора" с нетерпением ждут все, хотя каждый уже вынес свой собственный вердикт. Никто из специалистов не хочет говорить о теракте, никто из простых граждан не верит в роковую случайность.

Никакие мудреные технические объяснения не могут заглушить слухи о теракте - их порождают имена двух погибших: Зии Бажаева и Артема Боровика. Для их убийства были мотивы и были возможности - этого достаточно для подозрений. Артем Боровик публиковал антикремлевские расследования и, скажем, материалы о сексуальных меньшинствах Питера, к которым имеют отношение некоторые влиятельные политики. А Бажаев был не только крупным предпринимателем, но и одним из авторитетнейших людей в Чечне - он мог сыграть огромную роль в послевоенном устройстве республики. Кому-то (неприлично показывать пальцем) из оставшихся олигархов очень не хотелось, чтобы так и произошло. Из этого источника, видимо, и распускаются наивные версии про чеченцев, якобы отомстивших Бажаеву за отказ дать денег на войну. Этот человек, который был в свое время близок к Дудаеву, сохранил все свое влияние. Да и не похоже то, что произошло в "Шереметьево-1", на работу чеченцев - слишком аккуратный теракт, если допустить, что это все же был он.

Возможность подготовить его даже за очень короткое время существовала. Человек, чье имя лучше не называть, обученный в свое время сложной науке диверсий, навскидку назвал несколько способов вывести самолет из строя. С точки зрения этого специалиста, чтобы разрушить систему управления, достаточно было 10 - 20 г взрывчатого вещества. Можно было обработать тяги жидким азотом - и они стали бы хрупкими, как стекло. Все эти способы тем и отличаются от прямого нападения в подъезде, что потом происшедшее легко объявить роковой случайностью. Техника, мол, подвела...

Однако "авиационные патологоанатомы" уверены, что установят истинную причину "авиационного происшествия с человеческими жертвами", как они официально называют подобные катастрофы. "Это фанатики-специалисты, своеобразная каста. За долгие годы ковыряния в покореженном металле они стали профи. Их и американцы иногда привлекают для расследований. И если кто-то и сможет установить истинную причину катастрофы, то только эти люди, - считает Валерий Постников, генеральный директор компании AIRCLAIMS (CIS), занимающейся урегулированием авиационных и космических исков. - Навскидку ясно, что имела место потеря управляемости. Перед началом разбега все было в порядке. А потом... Мог произойти банальный случай - забыли выпустить закрылки. Профессионалы тоже ошибаются. Да и о погоде в канун вылета вспомнить нелишне. Самолет мог обледенеть. Что касается черного ящика и того, что не все параметры оказались записаны, то это самое обычное дело. Редко, когда все параметры налицо. Сейчас много говорят, что нет данных речевого самописца. Но в этом случае что мы могли бы услышать? "Взлетаю", что-то вроде "мать-перемать" - и все. Самолет был в полете несколько секунд!"

Пока решался вопрос, на каком самолете полетят Зия Бажаев и Артем Боровик (а как уже стало известно, они собирались лететь обычным рейсовым самолетом и передумали в последний момент из-за того, что рейс был отложен), Як-40 стоял опечатанный, с закрытыми люками, на хорошо охраняемой стоянке. Подобраться к нему и оказаться внутри мог только очень хорошо подготовленный профессионал за большие деньги. Этот рейс, надо заметить, шел через частный терминал, терминал "ЛУКойла".

БОГАТЫЕ люди хотят сегодня летать с комфортом. Некоторые компании располагают собственными авиапредприятиями: у империи "Газпром" есть "Газпром-авиа" с десятками машин, у РАО ЕЭС - "Авиаэнерго", "Инкомбанк" имел "Инкомавиа". Но это не частные самолеты Вяхирева, Чубайса, Виноградова, а корпоративные "воздушные лимузины". Каждый, даже б/у, стоит от 8 до 15 млн. долл. Самые дорогие - импортные "Фалькон" или "Гольфстрим". Отечественные машины наши авиазаводы нередко отдают в зачет долгов тому же "Газпрому" или РАО ЕЭС. Некоторые компании, которые не могут позволить себе иметь самолеты, их арендуют. Так, у АО "Вологодское авиапредприятие" был арендован тот злополучный Як-40. Взлетают и садятся представительские самолеты на обычные аэродромы - своих корпоративных пока ни у кого нет, но это дело будущего. Уже возникал проект делового аэродрома в Тушино и даже прямо на Ходынском поле - но слишком близко жилые дома и, между прочим, Институт Курчатова. А частные самолеты, как показывает практика, подвержены катастрофам, как рейсовые, и даже больше.

Расследование причин катастрофы с Як-40, можно предположить, затянется. Недели на три. А там пройдут президентские выборы, за ними все забудется, слухи утихнут. И в общей статистике это будет еще одно авиационное происшествие с трагическим концом.

Смотрите также: