ТВ не интересует последний фильм Дворжецкого

   
   

КОГДА на экране появляется крупным планом Евгений Дворжецкий в его последнем неигровом фильме "Остап Бендер. История прототипа", то, вглядываясь в умное, печальное, ироничное лицо актера, осознаешь, как много он не успел сыграть. В том числе, быть может, и Остапа Бендера. Во всяком случае, Дворжецкий наметил штрихи в этой роли в документальной ленте Сергея Русакова, опираясь на историю одного из прототипов Остапа Бендера.

В фильме - и подлинная биография некоего советского гражданина, одессита Осипа Шора, и судьба романного персонажа. Так или иначе присутствует здесь и жизненный путь Дворжецкого, и трагический его финал. Дворжецкий в фильме - и актер, и комментатор, он играет то Осипа Шора, то самого Бендера, ненавязчиво передавая "фирменную" интонацию одесситов. Осип Шор, приятель Ильфа и Петрова, с детства звался Остапом. Он - один из нескольких прототипов великого комбинатора, но именно Шор более других "одолжил" себя литературе. А затем, как нередко уже случалось, герой вымышленный начал заметно влиять на судьбу своего прототипа, иногда почти зеркально повторяя в жизни реальной фантазию писателей. Но суть даже не в знаменательных совпадениях. Объединяло обоих Остапов их стремление к свободе. Неосуществленное, но так и не убитое. Кто знает, каким бы мог стать Шор, если бы не время, в которое он жил... После схватки с сотрудниками НКВД он был объявлен в розыск, бежал в Москву, жил у своего друга Юрия Олеши. В это время Шор научился делу рискованному - передавать заключенным посылки. Теперь его, возможно, назвали бы правозащитником...

Осип - Остап практически не оставил архива, не оставил фото, писем, воспоминаний, хотя ему было о чем рассказать, начиная с общения в молодые годы с Катаевым, Олешей, Ильфом, Петровым. Даже когда во время "оттепели" журналисты пытались разговорить Шора, он упорно отказывался. Видимо, хотел сберечь на склоне дней свое прошлое только для себя, не позволяя разрушить его банальностью или приобщением его к другим искателям славы.

Евгений Дворжецкий и как ведущий, и как alter ego двух Остапов отыгрывает эту тему в заключительной части фильма, когда задает вопрос нам и самому себе: кто кого из них научил счастью жизни? Остап настоящий или Остап романный? Актер как бы отвечает на это: в равной мере они сумели научить друг друга.

У того, кто прочтет эту заметку, естественно, возникнет вопрос: можно ли увидеть фильм? Отвечает режиссер С. Русаков: "Фильм был закончен за 3 недели до гибели Жени, он успел и озвучить его. После его гибели буквально все телеканалы очень заинтересовались нашей картиной, но ненадолго: отношение к документальному кино на ТВ в принципе холодное. Тем не менее мы задумали еще ряд фильмов о других прототипах Бендера. А пока - везем картину в Гатчину на фестиваль "Литература и кино", потом в Голландию и Чехию".

Смотрите также: